Велесов день - Середина зимы. Вся природа в ледяном сне. И только
одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по
городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на
Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но
одолеть, не может. Поселяне в этот день кропят скотину водой,
приговаривая:
«Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек
На толстых бычков
Чтоб со двора шли - играли
А с поля шли - скакали»
Молодицы в этот день пьют крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а
затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы
были послушные». В этот день в требу приносится коровье масло.
После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей
смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем
домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывают руки водой и
утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка
приказывает мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия».
Повещалка с воплем: «Ай! Ай!» бьет в сковороду и выходит из села. За
ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка,
сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью
смерть». Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с
зажженными лучинами трижды опахивают селение (капище) «межеводной»
бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с
распущенными волосами.
Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное
или человек. Его бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе
скрывается «коровья смерть». Когда-то в старину, попавшихся навстречу
убивали насмерть. Иных женщин заподозренных в злом умысле, завязывали в
мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили.
По окончании шествия - обрядовый бой Велеса и Марены. Под
подбадривающий крик собравшихся: «Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый,
одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибает «рог с Марены».
Затем начинается пир (запрещено употреблять говядину) и игрища.