Интересно почитать [104] |
История Несвижа [70] |
Легенды Несвижа [49] |
Несвиж в прессе [124] |
Нясвiжскiя навiны [35] |
Культура Несвижа [33] |
Город Реутов, Московская область. Россия
Город Росолини, Область Сицилия, Италия
Город Пулавы, Люблинское воеводство, Польша
Город Злотув, Великопольское воеводство, Польша
Город Одолянов, Великопольское воеводство, Польша
Город Горис, Область Сюник, Армения
Город Лайхинген, земля Баден-Вюртембер, Германия
Главная » Статьи » История Несвижа |
НесвижВзор путешественника при въезде в Несвиж, встречает почти на каждом шагу деревянные кресты, крестики и такие же часовни (каплички) или большие столбы с разными изображениями Божьей Матери, Спасителя и Иоанна Предтечи. Смотря на эти памятники христианской веры, уже заранее составляешь понятие о набожности жителей Несвижского края и можешь назвать его Страною Крестов, как именуют свою отчизну жители идиллической Жмуди, соседней с Несвижем. Перед самым Несвижем по правую сторону почтовой дороги, сквозь густые березы на небольшом пригорке, окаймленном старинным еловым лесом, виднеется монастырь святого Иоанна. Немного дальше, на горе, необыкновенно высокой и конусообразной, стоят развалины древнего католического доминиканского костела; у подошвы этой горы раскинуты цепи разной величины холмов и холмиков, под которыми некогда были тайные проходы и подземелья, где прятались несвижане и жители соседних деревень во время набегов перекопских татар. По левую руку почтовой дороги, близ так называемого Яцова-Угла, сквозь чащу березовой рощи, выглядывает возвышенный курган, известный до сих пор под именем Поповой горы, о которой, как вековой древности, упоминается в грамоте от 1635 года1, выданной князем Альбрихтом Радзивиллом, в мирском замке, в пользу Несвижской Георгиевской церкви: на этой горе было древнее кладбище православных прихожан несвижских; при нем находился небольшой приют для бедных путешественников и странников. В настоящее время ничего этого нет на упомянутой горе, и она служит теперь только воспоминанием о древнем православии Несвижа. Чем ближе подъезжаем к Несвижу, тем все выше и выше становятся горы: то и дело проезжаешь через разные пригорки и обрывистые возвышения и, наконец, видишь самый город, на высокой горе, окруженной холмами и перерезанной оврагами, протоками, ручьями, рукавами реки Уши, прудами и большим болотистым озером, разделяющим Несвиж от некогда знаменитого и величественного Радзивилловского замка. Оттого-то, при самом въезде в него, Несвижь живописно рисуется перед глазами путешественника: он представляется как бы швейцарским селением. В одном месте часть зданий раскинута на пригорке и едва держится у обрыва крутого оврага; в другом целая улица тянется вдоль треугольной или квадратной равнины. Тут у подошвы как бы разорванной горы в одну кучу навалено несколько бревенчатых домиков и лазеек; там, на берегу подернутого зеленью озера, от которого берет свое начало река Уша, красуются несколько кудрявых садиков с низенькими решетками и редкими фруктовыми деревьями. Прохожий постоянно должен то взбираться в горку, то спускаться на холмик и, наконец, уже после усталой ходьбы отдохнуть где-нибудь на редко попадающейся равнине. Прежде нежели вы въедете в самый город, вам придется проехать через Новомейское предместье, довольно грязное и кое-где прикрытое самым маленькими жидовскими лачужками, без всякой симметрии и порядка, без определенных улиц или проулков. Пробираясь через это предместье, как-то невыгодно думаешь о самом городе и уже тогда расстанешься с такою грустною думою, когда въедешь, наконец, в город через каменную, так называемую Слуцкую-Браму (ворота), построенную в виде лука несвижскими мещанами в 1760 году. Над этими воротами помещается небольшая часовня с образом Божьей Матери, перенесенным сюда из Замковой католической церкви в 1788 г. Карлом Радзивиллом и возобновленным им в том же году, как свидетельствует надпись на нем: «Restavratum anno Domini 1788, dominante principe Carolo». До распространения в Несвиже унии эта часовня принадлежала православным и известна была под именем Преображенской, и иконопись образа была греко-византийская; но впоследствии уния присвоила себе и часовню и образ; наконец, по старанию иезуитов, часовня стала достоянием католицизма, а переписанная в духе римско-католическом икона помещена в Радзивилловском замке. Увидев самый город (заштатный) Несвиж, столь знакомый мне еще с детства, я вспомни о древнем его блеске и той славе, какаю он пользовался когда-то в Белорусском крае. История знаменитости его относится к очень глубокой древности и началась скоро после баснословного его происхождения. Народ говорит, что на месте нынешнего города была когда-то высочайшая крутая гора, на которую трудно было взобраться, а снизу никто не мог разглядеть ее верхов, отчего и называлась Невидимою горою — Несвиж гора; но как-то потом случилось страшное наводнение по всему Несвижскому краю: разлившиеся потоки соседних полесских озер размыли эту гору во многих местах, и оттого из одной большой горы образовались какие-то разорванные с оврагами горки и пригорки. На горки и в овраги вода занесла несколько судов и дом с людьми: эти-то люди, не имея возможности возвратиться в свои родные места, и поселились здесь. Как ни баснословно это предание, но все-таки оно предшествует, по крайней мере, XI веку, потому что о Несвиже, как сильно укрепленном уже городе, в летописях1 упоминается в 1224 году, в котором пал в сражении с татарами Несвижский князь Юрий Владимирович2. По смерти этого храброго князя Несвиж сделался предметом распрей удельных русских князей и в течение XIII века постоянно переходил от то к Киевскому, то к Галицкому, то к Владимир-Волынскому, то к Минскому княжеству, пока наконец в конце этого века не присоединен был к великому княжеству Литовскому. В 1388 г. Несвиж подарен был Ягеллом, по просьбе супруги его Ядвиги, правителю Новгород-Северской области Дмитрию Корибуту. В годины польского самовластия Несвиж сделался столицею известного ординатства Радзивиллов, и вот в конце XV века является уже под именем радзивилловской партизанской резиденции. С этого времени всеми своими улучшениями и льготными правами Несвиж обязан князьям Радзивиллам. В 1533 году Ян Радзивилл I, по прозванию Бородач, обнес город валом и построил деревянный замок, близ озера на крутом утесе горы. В 1547 г. сын его Николай Черный (он же и брестский староста) сломал отцовский замок и построил новый, каменный, а в 1551 г. укрепил этот замок и устроил в нем обширный архив для сохранения привилегий и грамот, выданных жителям Несвижа великим княжество Литовским1. Но все услуги Черного Несвижу затмеваются неприязненными его действиями против православия и даже католицизма: он, точно так же, как и в Бресте, содействовал распространению кальвинизма (1559 г.) и социнианского лжеучения (1568) в Несвиже, а для поддержания распространяемых им верований завел типографию при замке и велел печатать еретические книги, которые слишком зловредно действовали на тогдашние умы жителей Несвижа, и без того взволнованные уже духом униатского раскола. Дух лжеучения быстро пронесся по всему краю Несвижскому и едва остановлен был в 1574 г., усилиями одного из сыновей Черного, именно литовского маршала Николая-Христофора, по прозванию Сиротки, который сначала покровительствовал православию, но впоследствии, по проискам поселившихся в Несвиже в 1587 г. иезуитов, сделался защитником католицизма. В 1577 г. он много сделал в пользу несвижской русской церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы и снабдил дарственною привилегиею церковный причт в лице священника Якова Семеновича. Из привилегии этой (писанной на белорусском языке) видно, что сказанная церковь существовала в Несвиже еще до Сиротки. В 1586 г. (апреля 23) Сиротка исходатайствовал у Степана Батория для Несвижа магдебургское право, обновить замок, украсить город каменным зданиями и построить несколько каменных же костелов и великолепный Бенедиктинский монастырь, существующий до сих пор, в котором умерли монахинями и погребены две дочери его (Сиротки). Впоследствии гробницы этих княжень-монахинь перенесены в фару. В народе хранится предание, что Сиротка построил церковь во имя св. Ефимии. — Под конец жизни, он выстроил, близ замка, эрмитаж, вместе с дворцом, который назвал Консоляциею (Konsolacya), потому что он предназначен был для летних увеселений, — тут же завел зверинец и фабрику персидских ковров, а по преимуществу поясов, которая, впрочем, скоро была закрыта, потому что не могла соперничать со знаменитою фабрикой так называемых Золотых поясов в г. Слуцке (см. этот город), а следовательно, не обещала никаких выгод для владельца. Обновленный и украшенный Сироткой, Несвиж наслаждался покоем целое XVII столетие. С 1604 г. по 1607 в Несвиже жил Януш Радзивилл, муж знаменитой Слуцкой княжны Софии Юрьевны Олелькович. Будучи православным до смерти жены, он покровительствовал православию и, по совету духовника Софии, иеромонаха Прокофия и Слуцкого архимандрита Вениамина, построил церковь Софийскую при замке, а на Новомейском предместье — во имя св. Исидора, которые впоследствии превращены были в униатские, а потом в католические. От Януша остались дети православного исповедания, которых опекуном назначен был, по смерти Софии, православный Радзивилл-Христофор, построивший в Минске (см. Минск), в 1626 году, церковь Рождества Пресвятой Богородицы2. Но в начале XVIII века, именно в 1706 году, Несвижу суждено было потерпеть страшное опустошение во время похода Карла XII в западную Россию. Проходя через Несвиж, Карл XII потребовал от жителей присяги себе или Станиславу Лещинскому. Но несвижане отвергли такое домогательство шведского короля и, рассчитывая на спешившего к ним на помощь русского, саксонского и польского войск, объявили, что они не намерены изменять законному правительству. Жданная помощь явилась в лице Миклашевича с 400 казаками, и вот произошла страшная резня между неприятелями, на берегу реки Уши; победа осталась бы на стороне Несвижа, если б, тайно помышлявший уже в то время об измене Великому Петру, Мазепа не опоздал умышленно с отрядом своего войска, составлявшим дополнение к дружине Миклашевича, — вследствие чего несвижане жестоко пострадали за свою верность. Карл XII велел сжечь Несвижский замок, разрыть валы и множество горожан погубил насильственною смертью. Печальна была картина Несвижа после такой жестокости шведского короля!.. Двадцать лет город оставался без всякого возобновления. Принимая участие в политических переворотах Польши, Радзивиллы оставили Несвиж на произвол судьбы и, думая только об исполнении своих честолюбивых намерений, не выезжали из Кракова, Варшавы или из Вильно. Наконец, в 1726 году, один из образованнейших Радзивиллов, князь Михаил, поселился навсегда в Несвиже и так сказать создал новый город и замок. Как любитель науки и искусств, он всячески заботился о распространении между несвижанами просвещения и для этого не жалел денег. Жаль только, что он окружил себя иезуитами, и что большая часть жертвованных им сумм на распространение наук и искусств, под разными мнимо-благовидными предлогами, переходила в руки этих любителей золота, для которых князь, в 1736 г., построил костел и монастырь св. Михаила. Говорят, что будто иезуиты уговорили этого Радзивилла вступить в их орден, и что он погребен монахом в костеле св. Михаила. До какой степени угождал князь Михаил иезуитам, это видно из того, что собственно для поставки им на габиты (рясы римско-католического духовенства) сукна построил при костеле св. Михаила суконную фабрику, так называемую Полосъну, а отдал ее в вечное их владение. Эта фабрика существует и теперь; она принадлежит Бернардинскому ордену, что в Несвиже. Но ни костела, ни монастыря Михайловского в настоящее время нет; сохранилось только название горы Свято-Михайловской и Михалевской ярмарки, бывающей у подошвы этой горы, на которой прежде был костел, а ныне— какой-то складочный магазин (фуражный).—Жена князя Михаила, Уршула-Франциска, из дому Вишневецких, не меньше своего мужа покровительствовала народному просвещенно: она устроила в замке богатейшую типографию и несколько лет издавала Несвижскую Газету, основала театр, образовала большую труппу актеров и сама писала для иих пьесы на польском языке. Во второй половине XVIII века Несвиж был свидетелем роскошной жизни известного Карла Радзивилла-Пане-Коханку, или Рыбенко, считавшегося 12 по числу воевод виленских и старост несвижских и брестских. Рыбенко по временам жил в Варшаве, Бресте и Мире, и в Бялой; но главною резиденцию его был Несвиж: он жил в нем до тех пор, пока обстоятельства политические не заставили его переселиться в Бяльский замок и там провести последние годы вечно шумной жизни своей. Об этом Радзивилле сохранилось столько анекдотов и рассказов, что если б собрать их все, то можно было бы составить несколько книг. Говорят, что до сих пор ходят по рукам у некоторых помещиков Минской губернии рукописные заметки о жизни этого оригинала, под названием: «Историйки Радзивилла на море и на суше». По переезде Карла Радзивилла в Несвиж, первым делом его было отделать на славу родовой княжеский замок и украсить его всеми возможными чудесами наук, искусств и художеств: он завел богатую библиотеку, состоящую из 10 000 томов разных сочинений на польском, французском и латинском языках; устроил красивую картинную галерею, собрал коллекцию статуй, статуэток, разных бронзовых и стальных рыцарских доспехов и очень оригинально устроил гостиную. Стены оклеил он медвежьими шкурами; пол устлал зеленым дерном и уставил тропическими растениями; столы и стулья приказал сделать из слоновой кости; спальную кровать обтянул буйволовыми и оленьими кожами. Столовые приборы были у него из чистого золота, с фамильным гербом, украшенным дорогими камнями под мозаику. Словом, все напоминало здесь о прихотливой роскоши несвижского богача. И как часто эта причудливая гостиная бывала свидетельницею самых баснословных пирушек и балов князя Пане-Коханку, на которые сзывал он всю околичную шляхту! Нередко к нему приезжал гостить по целым неделям сам король Станислав-Август, с которым он был почти в дружеских отношениях и в письмах называл его Ясьне-маестатный Август, друг Карла. Особенно сохранилось предание о двухнедельном пребывании этого короля у Пане-Коханку 26 сентября 1784 г., с огромнейшею придворного свитою по возвращении с Гродненского большого коронного Сейма. Фейерверки, театры, продолжительные обеды с столетними венгерскими винами, катанья на сахарных горах в санях, запряженных медведями, удивили короля, и он при всех сказал, что «Пане-Коханку живет лучше польского короля». И действительно, в Несвиже Пане-Коханку старался жить по-королевски: имел свой сберегательный гарнизон и крепость с шанцами и валами, на которых всегда стояло до шестидесяти пушек. Но эта-то жизнь Карла Радзивилла и была причиною того, что, в 1768 году он лишился Несвижа: по распоряжению правительства, генерал Измайлов осадил Несвиж, велел разрушить крепость и снять с валов военные орудия. Пане-Коханку бежал в Бялу. С этого времени Несвиж теряет значение укрепленного города и в 1792 году окончательно пал, после известного штурма. В 1795 г. он переименован в заштатный город Минской губернии и теперь принадлежит к числу государственных местечек. Жителей в нем считается 4300, из которых большую часть составляют жиды. В следующий день я рассматривал Несвижский замок, этот памятник могущества в древности знаменитой фамилии Радзивиллов. В настоящее время замок не представляет ничего особенно замечательного, кроме небольшого архива нескольких книг и рукописей, не имеющих значения для местной истории, и портретной комнаты, в которой заслуживает внимания мраморная доска с надписью о победе Яна III над турками в 1683 году и портрет русской княжны, дочери князя тверского, впоследствии жены одного из Радзивиллов: княжна на этом портрете изображена в красивом русском сарафане. Чтоб попасть из города в замок, нужно переезжать чрез озеро на лодке или же обходить почти две версты, чтоб выйти на плотину. И извне и изнутри замок запущен: валы и насыпи полуразрушены и заросли купами лоз и лиственницы; вековые деревья одичали и остаются без надзора. Самый замок как-то мрачен и уныл с первого взгляда; но еще мрачнее внутри: комнаты почти без мебели, стены в некоторых местах почернели, потолок перетрескался. Я прошелся по комнатам замка в каком-то мрачном настроении духа — везде встречал пустоту и запустение. Теперь в Несвижском замке, кроме управляющего и нескольких чернорабочих, никто не живет. Говорят, что в нем отводят иногда квартиры для старших чинов расположенных в Несвиже кавалерийских полков, но это делается только в случае крайности, когда сходятся два-три полка. А обыкновенно Несвижский замок пуст и мрачен! Но не таков он был назад тому двести лет: в то время он был феноменом Несвижского края. Хранящийся в замковом архиве инвентарь (опись) 1659 года передает самое верное сказание о громадности и красоте замка в XVII столетии. Из этого инвентаря видно, что в то время замок со всех сторон окружен был водою из озер и каналов и состоял из двух главных частей: из палаца, или каменицы, и крепости. Палац разделен был на 12 огромных комнат, из которых каждая имела свое назначение. Здесь помещались: богатая кунсткамера, заключавшая в себе редкие произведения искусств и художеств; так называемая Секланя, или арсенал, в котором хранилось 84 гаковницы (щит), 30 бронзовых рыцарских доспехов, множество амуниции из разных государств, больше тысячи охотничьих снарядов и ружей, оправленных в серебро и золото. В палаце также устроен был Скарбец (хранилище) древностей, в котором хранились гетманские булавы (напр., Михаила-Казимира) и маршальские посохи (напр., Николая-Христофора) Радзивиллов; разные брильянтовые орнаменты, слитки серебра, найденного в Несвижских землях, нумизматы, дорогие персидские ковры, часы и хрустальная посуда. Был еще другой Скарбец — тайный, о котором знали только сами Радзивиллы и их поверенный слуга: там, говорят, между прочим, были колоссальные изображения двенадцати апостолов, вылитых из чистого серебра. Народ твердит, что эти изображения до сих пор хранятся в земле, но где именно — не знает. В палаце устроен был богатый архив, где, кроме интересных писем разных европейских монархов, королей, герцогов и почти всех владетельных князей, хранились в подлинниках важные документы, так называемые автентычные, касавшиеся истории Западной Руси, особенно Белоруссии, также Литвы и Польши; кроме того были подлинные дипломы, привилегии и грамоты, данные великими князьями литовскими и особенно Владиславом Ягеллом русским церквям на владение известными землями, угодьями и крестьянами в подвластном крае; но что более всего важно — там был подлинный акт Унии и буллы папы Урбана VII, касавшаяся устройства в Западной России униатских церквей. Куда все это далось — неизвестно; очень жаль, что такие дорогие памятники истории уничтожены. Замечательна также была библиотека, украшенная большими грудными статуями древних философов, сделанными из фаянса, на Сверженской княжеской фабрике (см. Свержень): в этой библиотеке помещались до 20 000 книг на разных языках, в том числе на белорусском несколько и до 600 на греческом: большая часть книг, по древности, принадлежала к началу XVII века. Особенно можно указать, как на замечательную редкость, на сочинение, написанное на белорусском языке под названием: «Спорка (спор) меж ушатами и католиками папскими», в котором доказано, что никакая булла римская не может превратить унию в католицизм, потому что уния гораздо ближе к греческой, нежели к римской вере. Это сочинение до сих пор можно встречать у некоторых воссоединенных униатов. Не менее заслуживает внимания хранившаяся в библиотеке палаца копия летописи Димитрия Ростовского. Особое отделение палаца составляет портретная, обязанная первым своим существованием Сиротке-Радзивиллу, который украсил ее несколькими портретами знаменитых лиц Польши и Литвы. В XVII веке помещены были в ней очень хорошей работы масляные портреты Владислава Ягеллы, Витольда, Иоанна Грозного, также всех бывших до того времени Радзивиллов, их жен и породнившихся с ними фамилии Иллиничей, Вишневецких, Шидловецких, Острожских, Волловичей, Яблоновских, Собесских и других. Кроме того, тут помещались дорогие иконы и мифологические картины, разные произведения итальянской и фламандской школ. В инвентаре упоминается о портрете одного стосорокалетнего поселянина, помещенном в замке при гетмане князе Михаиле-Каземире Радзивилле. Несмотря на страшные опустошения шведов, все-таки еще в 1779 году нашлись в Несвижском замке 984 картины. При замке были две часовни (каплицы): одна — маленькая, не более, как для пяти-шести человек, без иконостаса, устроенная Сироткой; другая — довольно большая, с красивым иконостасом. Она устроена Михаилом-Казимиром Радзивиллом для помещения в ней иконы Богоматери, напоминающей о победе короля Яна III над турками в 1684 году. Вот предание об этой иконе, записанное на мраморной доске, хранящейся в замке. «Накануне того дня, в который Промыслу угодно было освободить Вену от долгой и изнурительной осады турков, при посредстве Яна III, в 1683 году, краковский каштелян Станиславъ Яблоновский, объезжая город, случайно нашел под грудою камней измятый свиток холста. Раскрыв свиток, он увидел на нем лик Пресвятой Богородицы, с надписью на одной стороне: «vinces Ioanncs!», а на другой: «eris victor Ioannes!». (Победишь, Иоанн!) Изумленный такою пророчественною надписью, Яблоновский представил свиток королю. Король велел исследовать, кому принадлежал найденный свиток и о каком Иоанне говорится в надписи. Но розыски остались без удовлетворительных открытий. Нашелся один знаток, который утверждал, что эта икона привезена когда-то из Италии Яном Калистратом, прославившимся победами над турками в Венгрии. Как бы то ни было, но Ян III отнес слова надписи к себе и велел поместить икону в походной часовне. На другой день, воодушевленный верою в небесную помощь Богоматери, одержал он знаменитую победу над мусульманами». По возвращении из Австрии Ян III перевез найденный свиток в Варшаву и потом поместил его в Вильянов (ныне имение Потоцких, с красивым палацем, в котором хранятся разные вещи, одежда и мебель Яна III; а в боковых отделениях его устроена богатейшая картинная галерея), в костеле при любимом своем загородномъ дворце. По смерти этого короля (в Вельянове, 17 июня 1697 г.), королева Мария-Каземира перевезла икону в Рим, откуда королевич Яков переслал ее в Варшаву; в 1758 году она поступила к князю Михаилу-Казимиру Радзивиллу, который и поместил ее в Несвижской замковской часовни, причем совершено было, 18 июня того же года, торжественное освящение часовни во имя св. Приснодевы Марии жмудским архиепископом Антонием Тышкевичем, с двумя епископами, в присутствии сенаторов и множества помещиков. В состав замка входили словолитня, или типография (Gisernia), и плавильня, или литейная (Ludwisarnia). Что же касается до крепости, то это было значительное укрепление, обведенное каменною стеною и заставленное огнестрельными орудиями, при котором находился гарнизон. При крепости была темница, или тюрьма. В народе хранится предание, что между замком и Свято-Михайловскою горою были обширные подземелья, которые служили убежищем для несвижан во время нападений на них татар и потом шведов. Предание это подтверждается тем, что часть подземелий сохранилась до настоящих дней: в них найдены склепы, где погребаемы были несвижские иезуиты. Вот каков был Несвижский замок во время оно. Печатается по изданию: Шпилевский П.М. Путешествие по Полесью и Белорусскому краю. СПб., 1853. Источник: http://gorodaby.com/ | |
Категория: История Несвижа | Добавил: nesvizh1223 (01.07.2009) | |
Просмотров: 12575 | Рейтинг: 4.7/3 | |
Всего комментариев: 0 | |