Альба [5] |
Бол. Лысица [4] |
Великая Липа [6] |
Городея [14] |
Грусково [2] |
Друцковщизна [1] |
Дубейки [2] |
Заозерье [1] |
Затурья [3] |
Заушье [1] |
Куноса [1] |
Лань [10] |
Леоновичи [17] |
Макаши [3] |
Мал. Быховщина [1] |
Малево [2] |
Мацилевщина [2] |
Нов. Новоселки [1] |
Оношки [8] |
Островки [3] |
Плешевичи [2] |
Погорельцы [1] |
Прости [2] |
Рудавка [1] |
Сейловичи [4] |
Славково [1] |
Снов [25] |
Солтановщина [3] |
Сычи [1] |
Ужанка [1] |
Юшевичи [5] |
Город Реутов, Московская область. Россия
Город Росолини, Область Сицилия, Италия
Город Пулавы, Люблинское воеводство, Польша
Город Злотув, Великопольское воеводство, Польша
Город Одолянов, Великопольское воеводство, Польша
Город Горис, Область Сюник, Армения
Город Лайхинген, земля Баден-Вюртембер, Германия
Козловские и Леоновичские спектакли | 08:46 |
Постановки
в Козлах были более связаны с традициями батлейки, чем в других местах.
Местное название «батлей» подчеркивает взаимосвязь театра живого актера
и театра кукол. Почвой для такого взаимодействия были фольклорные
традиции, народные обряды и юмор.
Козловские спектакли имели много общего с представлениями, которые в 20-е годы нашего столетия показывались жителями деревни Гусаки. Описание последних сделано со слов бывших участников спектаклей П. М. Бобика, П. П. Евтуха, А. А. Юшкевича. Был записан и текст постановки. Первая часть пьесы представляла собой сокращенный вариант «Царя Ирода», вторая — ряд сцен из батлеечных представлений. Постановка всегда заканчивалась пожеланием хороших урожая и намолота: чтобы было по «десять пудов с копы». Это пожелание определенным образом связывало постановку с рождественской (колядной) обрядностью. В 1926 году в деревне Леоновичи на Несвижчине вместе с хором, который в будущем получил звание народного и стал известен во всей республике, был организован театр, просуществовавший до 1936 года и сыгравший заметную роль в распространении белорусской культуры на территории, принадлежащей тогда буржуазной Польше. Молодежь не хотела смириться с угнетением и находила различные формы протеста. Жители Леонович оказались в приграничной зоне. Они хорошо знали о жизни в Советской Белоруси. Исполняя белорусские народные песни, ставя белорусские спектакли, подчеркивали свою связь с единокровными братьями по ту сторону границы. Безработные учителя, студенты, гимназисты, которые не могли продолжать учебу, объединились, стали собираться в доме М. С. Новика — отца Сергея Михайловича Новика-Пяюна. Все белорусские организации были тогда запрещены. Леоновцам разрешали иметь только... пожарную охрану. И вот под ее вывеской и начали проводить культурно-просветительную работу. 17 любителей искусства решили создать свой драматический театр. Пьесы различных белорусских авторов Новик-Пяюн привез из Вильно, где только что окончил учительские курсы. За десять лет Леоновичский театр подготовил и поставил 21 пьесу. Среди них были «Паулжка» Янки Купалы, «Модны шляхцюк» Каруся Каганца, «Збянтэжаны Саука» Леопольда Родзевича. Спектакли ставились в здании так называемого «магазина», где в царские времена крестьяне хранили зерно на случай неурожая. В 1933 году это здание было перестроено в Народный дом. Театр выезжал со спектаклями в соседние деревни, а также Клецк, Несвиж. На постановки в Леоновичи приходили люди из окружающих деревень и местечек. О театре писали прогрессивные виленские газеты. В спектаклях принимал участие оркестр под руководством П. Ф. Казака и Леоновичский хор, которым руководил С. М. Новик-Пяюн. С большой любовью Сергей Михайлович вспоминал о самодеятельных актерах Леоновичского театра, которые самоотверженно и бескорыстно трудились ради просвещения масс: «Казак Павел Федорович был универсалом: отличный драматический артист, режиссер, скрипач-композитор, руководитель оркестра, отличный художник. Роли, которые исполнял Павел Федорович, волновали и увлекали зрителей. Новик Екатерина Михайловна отлично исполняла и драматические, и комедийные роли. Если была драма — ее игра волновала до слез, если же комедия — зрители смеялись до слез. Всем нравился и чудесный голос артистки. У нее было лирическое сопрано, за которое ее неоднократно награждали аплодисментами». Талантливые леоновичские артисты несли своим односельчанам и жителям окружающих деревень белорусскую культуру. До наших дней местные с благодарностью вспоминают о работе леоновичских просветителей. Не забыли паны и основателя Леоновичского театра и хора, его «наградили» пятью годами ссылки. | |
Категория: Леоновичи | Просмотров: 694 | Добавил: nesvizh1223 | Рейтинг: 5.0/2 | |
Всего комментариев: 0 | |