Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти
усопших - День всех святых (1 ноября) и День поминовения усопших (2
ноября) следуют один за другим.
Праздник имеет глубокие языческие корни. Около двух тысяч лет назад
кельтские племена в это время праздновали наступление Нового года, в
канун которого отмечался праздник Самхэйн (Samhain). Это пограничное
время (переход к зиме) считалось временем волшебным и мистическим -
сиды (нейтрально, а зачастую и враждебно настроенные к людям волшебные
существа), проходят в мир людей, а люди тоже имеют возможность побывать
в потустороннем мире. Считалось также, что души умерших в этот день
возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых. Примерно в
это же самое время (в конце октября) древние римляне отмечали два
праздника - Фералии, посвященные памяти усопших, и дни Помоны, богини
древесных плодов.
Такое совпадение дат способствовало сохранению традиции поминовения
умерших и после повсеместного распространения христианства. Праздник
сросся в народном сознании с праздником церковным. Так появился День
всех святых, который до сих пор празднуется католической церковью 1
ноября. All hallow ees (Месса всех святых) - таково было его искаженное
староанглийское название, так что «Хэллоуин» - это не более чем «Канун
Оллхолуиса». При этом языческие представления о сидах в средневековом
христианском сознании превратились в представления о нечистой силе,
выходящей в этот день пугать благочестивых обывателей. Именно поэтому в
эпохи Средневековья и Нового времени Хэллоуин облюбовали ведьмы,
обязательно устраивавшие в этот день шабаш.
Праздник Всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день 609
(по другим источникам 910 г.) папа Бонифаций IV освящал римскую
ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. А в
начале XI века папой Григорием ІІІ этот праздник был перенесен на 1
ноября (тогда этот день посвящался тем святым, у которых не было своего
праздника в течение года).