Замок после реставрации |
Город Реутов, Московская область. Россия
Город Росолини, Область Сицилия, Италия
Город Пулавы, Люблинское воеводство, Польша
Город Злотув, Великопольское воеводство, Польша
Город Одолянов, Великопольское воеводство, Польша
Город Горис, Область Сюник, Армения
Город Лайхинген, земля Баден-Вюртембер, Германия
Черная панна Несвижа сопровождала все 10 лет работы | 10:53 | ||
На
неделе ведущий программы "Неделя" на СТВ встретился с одним из
лауреатов премии "За духовное возрождение" - Сергеем Друщицем, который
много лет руководил уникальной операцией по восстановлению Несвижского
замка, а точнее дворцово-паркового ансамбля, который, вошел в список
всемирного наследия ЮНЕСКО.
Уникальные интерьеры восстанавливали по редким фотографиям и историческим документам. Знаменитый реставратор впервые признался, что не раз сталкивался с призраком "черной панны Несвижа", а заодно рассказал, почему запретил строителям использовать цемент. Сергей Александрович, вы видели своими глазами "черную панну Несвижа"? Сергей Друщиц, заместитель генерального директора ОАО "Белреставрация": Знаете, черная панна Несвижа нас сопровождала все 10 лет работы, которые мы там были. Разговаривал с самим человеком, который ее там видел. Он работал сторожем. Она дала добро на реконструкцию или скептически относилась? Может, подавала знаки какие-то? Сергей Друщиц: Эти знаки… Я вот вам первому рассказываю это. Не знаю, я думал, что это у меня глюки в камере, хотя она у меня профессиональная. И на целом ряде файлов, что я снял, особенно в княжеской каплице, в апартаментах, появлялись шарики. Удивительная вещь - НЛО туда не мог залететь. Потом я начал со своими коллегами говорить на эту тему. Оказывается, это не только у меня. Другая женщина, ныне здравствующая, - Эльжбета Радзивилл, дочь последнего хозяина замка, вам помогала при реконструкции? Я знаю, что она неоднократно посещала замок. Сергей Друщиц: Да, она неоднократно посещала. И посещала Несвиж еще до того, как началась наша работа. И еще тогда она привезла семейный альбом, в котором мы видим не только детали самого интерьера замка, но и даже какой конкретно рисунок гобелена на мебели, чьи портреты и подобное. Это одно. Второе. Несмотря на свой возраст, у нее кристально чистая память. Мы ходили по залам и она конкретно говорила, где что стояло и висело, какая живопись, какие портреты и прочее. Я знаю, что она даже показала место, комнату в которой она впервые закурила в 14 лет. Сергей Друщиц: На счет закурила я не знаю, может быть она вам показала, но мне она немножко по-другому рассказала. Да, в 14 лет она действительно закурила, но они забрались на чердак, где сейчас восстановлена каплица, и курили с грубым нарушением труда и пожарной безопасности. На чердаке. А там все деревянные конструкции. Кстати, курила папиросы. Но не сожгла. Пожар случился уже в наше время. Сергей Друщиц: Да, пожар случился позже и причина его другая. У вас был конфликт со строителям и вы заставили их кое-что переделывать, потому что выяснилось, что они использовали цемент, а это было недопустимо. Это правда? Сергей Друщиц: Работы по созданию подпорных стен были приостановлены и даже пришлось вмешаться Министерству архитектуры и строительства. Здесь как бы и не вина строителей. В их понятии известь - это архаика. Наверное, они хотели лучше сделать. Но они не знали наших особенностей. То, что цементный раствор сильнее известкового на первом этапе работы. Известковый раствор медленнее схватывается, а после полимеризации известь практически превращается в камень, который становится известняком. Эти работы были приостановлены. Мне кажется, что последние хозяева замка Радзивиллы были очень похожи на современных белорусов, потому что увлекались перепланировкой. Это правда? Сергей Друщиц: Последние Радзивиллы делали перепланировку, потому что уже функция замка принципиально поменялась. Они просто ставили деревянные перегородки. Если им нужно было из театрального зала, который у них потерял функцию, потому что театр у них был построен уже за пределами замка, сделать чисто служебное помещение - разместить там бухгалтерию и другие службы, то они просто это делали. Мы и туристы видим сейчас Несвижский замок в каком облике - первоначальном (16 в.), тот облик, который видели Радзивиллы или какой вариант? Сергей Друщиц: Мы видим сегодня общий внешний вид замка - это все-таки та реконструкция, которую сделали во второй половине 18 века. Мы видим замок, уже превращенный в пышную дворцовую архитектуру в стиле барокко. Но это, если смотрит просто посетитель. Если придет туда специалист, то он увидит, что на въездной браме что-то не так - не могли быть в 18 веке такие тёсанные блоки из естественного камня, не могли быть такие контрофорсы, подпорные стены, не могли быть порталы из камня. Он увидит ренессанс. И он это понимает. Наша же задача (но и не только наша, а всех, кто занимается сохранением памятников архитектуры) - наш закон, прописанный в международных хартиях, в нашем законе об охране памятников. Мы должны сохранить и показать все оригинальные элементы - не важно какого периода. А вот как сделать, чтобы не получилась пестрая вышиванка, это уже искусство и талант тех специалистов, которые выполняют проект. Источник: СТВ | |||
Просмотров: 474 | Добавил: nesvizh1223 | Рейтинг: 5.0/1 | |