Вы вошли как Турист
Группа "Гости"Приветствую Вас Турист!
Вторник, 26.11.2024, 00:59
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Праздники сегодня

Праздники сегодня

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 241

Форма входа

Поиск

ФОТО

Национальный банк

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Библиотека

Главная » Статьи » Интересно почитать

Славный трофей промышленного шпионажа

Кликните чтобы увеличитьУ истоков слуцких поясов стоит... армянин Ованес Маджарянц. Он родился в Стамбуле в начале XVIII века. Там же получил образование художника-текстильщика. В 1750-х годах Ованес Маджарянц знакомится с несвижскими ткачами Томашем Хаецким и Яном Годовским. Это знакомство привело к тому, что в 1758 году Михаил Казимир Радзивилл «Рыбонька» приглашает талантливого армянина в Несвиж и предлагает ему возглавить местную мануфактуру.

Ованес Маджарянц меняет не только «прописку», но и имя. Теперь его зовут вполне по-белорусски - Ян Маджарский. Между партнерами подписывается договор, по которому мастер обязуется выпускать «всякие материи» (прежде всего кунтушовые пояса) по собственным эскизам, а также берется обучать радзивилловских мастеров секретам восточного ткачества.

В отличие от украинской персиярни Доминика Миссиоровича, где развивались и сохранялись традиции стамбульских армянских мастеров, Маджарский-Маджарянц в Несвиже идет на смелые эксперименты. Нарушая каноны восточного шелкоткачества, он использует в орнаменте мотивы из западноевропейских стилей барокко, рококо, классицизма, а также элементы белорусской народной художественной культуры.

Стоимость слуцких поясов колебалась в зависимости от размера, художественных достоинств и количества драгоценной пряжи. Она могла доходить до 50 золотых дукатов - годового жалованья офицера в армии того времени.                

Семейство Яна Маджарского довольно быстро и органично влилось в шляхетное общество своей новой родины. Это подтверждает тот факт, что правнучка прославленного ткача Елизавета - мать знаменитого композитора и дирижера Станислава Монюшко. Поэтому неудивительно, что ее дед Лео Маджарский, приняв от своего отца в управление слуцкую мануфактуру, продолжил вплетать в орнаменты поясов местные реалии.

А они были невеселы - под тяжестью шляхетских вольностей и агрессии трех европейских монархий Речь Посполитая развалилась на куски. Самые жирные из них достались Российской империи. Жизнь под царем казалась невыносимой предкам нынешних белорусов - бывшим гражданам Республики двух народов, где принимать участие в выборах короля имели право до 25% (!!!) населения.

Символом общественного протеста против новых порядков стали так называемые «позитивки» - кунтушовые пояса, выдержанные в серебристо-зеленой цветовой гамме. Этот цвет надежды у жителей Речи Посполитой ассоциировался с принятой в 1791 году первой в европейской истории Конституцией. На балы и светские рауты оппозиционно настроенные аристократы повязывают позитивки в знак солидарности в восстанием Тадеуша Костюшко.  Лео Маджарский же выпускает пояса, растительный декор которых дополнен символикой Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского - изображением всадника в латах с высоко поднятым мечом.

В дальнейшем слуцкие пояса разделили судьбу своих хозяев - участников национально-освободительных восстаний. В 1793 году российские власти запретили ношение позитивок. А после Варшавского восстания 1831 года было официально запрещено ношение традиционного шляхетского костюма, неотъемлемой частью которого был богатый пояс. Два последних слуцких пояса были вытканы на персиярне Радзивиллов в 1846 году...

В сентябрьском номере журнала «BY. Вокруг света в Беларусь» читайте полную версию этого материала.

Категория: Интересно почитать | Добавил: nesvizh1223 (16.10.2008)
Просмотров: 782 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: