Интересно почитать [104] |
История Несвижа [70] |
Легенды Несвижа [49] |
Несвиж в прессе [124] |
Нясвiжскiя навiны [35] |
Культура Несвижа [33] |
Город Реутов, Московская область. Россия
Город Росолини, Область Сицилия, Италия
Город Пулавы, Люблинское воеводство, Польша
Город Злотув, Великопольское воеводство, Польша
Город Одолянов, Великопольское воеводство, Польша
Город Горис, Область Сюник, Армения
Город Лайхинген, земля Баден-Вюртембер, Германия
Главная » Статьи » Интересно почитать |
У истоков слуцких поясов стоит... армянин Ованес Маджарянц. Он родился в Стамбуле в начале XVIII века. Там же получил образование художника-текстильщика. В 1750-х годах Ованес Маджарянц знакомится с несвижскими ткачами Томашем Хаецким и Яном Годовским. Это знакомство привело к тому, что в 1758 году Михаил Казимир Радзивилл «Рыбонька» приглашает талантливого армянина в Несвиж и предлагает ему возглавить местную мануфактуру.Ованес Маджарянц меняет не только «прописку», но и имя. Теперь его зовут вполне по-белорусски - Ян Маджарский. Между партнерами подписывается договор, по которому мастер обязуется выпускать «всякие материи» (прежде всего кунтушовые пояса) по собственным эскизам, а также берется обучать радзивилловских мастеров секретам восточного ткачества. В отличие от украинской персиярни Доминика Миссиоровича, где развивались и сохранялись традиции стамбульских армянских мастеров, Маджарский-Маджарянц в Несвиже идет на смелые эксперименты. Нарушая каноны восточного шелкоткачества, он использует в орнаменте мотивы из западноевропейских стилей барокко, рококо, классицизма, а также элементы белорусской народной художественной культуры. Стоимость слуцких поясов колебалась в зависимости от размера, художественных достоинств и количества драгоценной пряжи. Она могла доходить до 50 золотых дукатов - годового жалованья офицера в армии того времени. Семейство Яна Маджарского довольно быстро и органично влилось в шляхетное общество своей новой родины. Это подтверждает тот факт, что правнучка прославленного ткача Елизавета - мать знаменитого композитора и дирижера Станислава Монюшко. Поэтому неудивительно, что ее дед Лео Маджарский, приняв от своего отца в управление слуцкую мануфактуру, продолжил вплетать в орнаменты поясов местные реалии. А они были невеселы - под тяжестью шляхетских вольностей и агрессии трех европейских монархий Речь Посполитая развалилась на куски. Самые жирные из них достались Российской империи. Жизнь под царем казалась невыносимой предкам нынешних белорусов - бывшим гражданам Республики двух народов, где принимать участие в выборах короля имели право до 25% (!!!) населения. Символом общественного протеста против новых порядков стали так называемые «позитивки» - кунтушовые пояса, выдержанные в серебристо-зеленой цветовой гамме. Этот цвет надежды у жителей Речи Посполитой ассоциировался с принятой в 1791 году первой в европейской истории Конституцией. На балы и светские рауты оппозиционно настроенные аристократы повязывают позитивки в знак солидарности в восстанием Тадеуша Костюшко. Лео Маджарский же выпускает пояса, растительный декор которых дополнен символикой Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского - изображением всадника в латах с высоко поднятым мечом. В дальнейшем слуцкие пояса разделили судьбу своих хозяев - участников национально-освободительных восстаний. В 1793 году российские власти запретили ношение позитивок. А после Варшавского восстания 1831 года было официально запрещено ношение традиционного шляхетского костюма, неотъемлемой частью которого был богатый пояс. Два последних слуцких пояса были вытканы на персиярне Радзивиллов в 1846 году... В сентябрьском номере журнала «BY. Вокруг света в Беларусь» читайте полную версию этого материала. | |
Категория: Интересно почитать | Добавил: nesvizh1223 (16.10.2008) | |
Просмотров: 782 | Рейтинг: 5.0/2 | |
Всего комментариев: 0 | |