Интересно почитать [104] |
История Несвижа [70] |
Легенды Несвижа [49] |
Несвиж в прессе [124] |
Нясвiжскiя навiны [35] |
Культура Несвижа [33] |
Город Реутов, Московская область. Россия
Город Росолини, Область Сицилия, Италия
Город Пулавы, Люблинское воеводство, Польша
Город Злотув, Великопольское воеводство, Польша
Город Одолянов, Великопольское воеводство, Польша
Город Горис, Область Сюник, Армения
Город Лайхинген, земля Баден-Вюртембер, Германия
Главная » Статьи » История Несвижа |
В Несвиже существовали две частные русские гимназии - женская и мужская. Лицензия на русскую женскую гимназию в то время принадлежала гражданину Григорию Жавнеркевичу, а директором был гражданин Кондратий Счаснович. Чтобы сохранить гимназию и не преобразовать ее в польскую, держатель лицензии и директор начали попытки основания первых двух классов с преподаванием на белорусском. После довольно продолжительных и упорных усилий Жавнеркевичу удалось получить лицензию на женскую гимназию, в которой 1 и 2 классы были с белорусским языком преподавания. Руководителем этих новообразованных белорусских классов фактически являлся их организатор, педагог, имеющий аттестацию для преподавания в белорусских школах, Язэп Шнаркевич. Он же был преподавателем в 1 и 2 классах, а также преподавал белорусский язык с 3 по 8 класс включительно. Таким образом, на базе частной русской гимназии, в 1921 году была основана Несвижская белорусская гимназия. С этого же времени началась упорная и тяжелая борьба за ее существование. Сразу же в 1921 году перед занятиями на второй день приемных экзаменов местный староста как будто для своих административных потребностей реквизировал все двухэтажное здание, которое русская гимназия арендовала еще с довоенного времени и отремонтировала буквально перед началом занятий. У гимназии был свой инвентарь. Она буквально была выставлена на улицу. Приемные экзамены были прерваны. Никакие обращение, ни на бумаге, ни лично директора и обладателя лицензии в старостат, воеводство, министерства образования и внутренних дел, не дали никаких положительных результатов. Гимназия оказалась в безвыходном положении. После бурных хлопот и поиска помещения, чтобы завершить приемные экзамены и начать занятия, пришлось удовлетвориться 2-мя комнатами в частной квартире учительницы той же гимназии гражданки Энштейн. Здание Несвижской белорусской гимназии Занятия начались со значительным опозданием и велись не регулярно. Было очень тесно. Занимались в три смены. Проблемы с помещением были просто неразрешимые. К этом добавлялось враждебное отношение со стороны польских властей и польского населения, непримиримое отношение со стороны русской мужской гимназии, которая проводила враждебную агитацию не только среди белорусских родителей, но и среди учениц старших классов гимназии Фавнеркевича против белорусских классов. Однако, нашлись отважные жители белорусы, которые не испугались приютить свою родную школу в своих домах, на отдаленной улице Альбянской (сейчас улица Держинского). Гражданин Витушка, фельдшер-ветеринар, предоставил три комнаты, в них разместились 5, 6, 7 и 8 классы в две смены. Гражданин Никодим Дылевский - одну комнату - 3 класс и гражданин Михаил Кулаковский две комнаты - 1 и 2 классы и квартира для руководителя. Оплата за помещения была весьма маленькая, а гражданин Кулаковский совсем отказался от оплаты. Граждане Кулаковский, Дылвский и Витушка занимают в короткой истории Несвижской гимназии почетное место. Благодаря их гражданскому мужеству и самосознанию белорусская гимназия в Несвиже все же образовалась и просуществовала три года. Два года легально и один год тайно. Необходимо, однако отметить, что недружественные отношения власти к белорусской школе, такие как конфискация помещения, запрет принимать в белорусские классы детей не только других национальностей, но даже детей белорусов католической веры не могли не повлиять на уменьшение количества учащихся. В 1-ый белорусский класс было принято 9 учеников, во 2-ой - 10. Несвижская белорусская гимназия в 1921/1922 учебном году Белорусские 1 и 2 классы размещались в отдельном помещении в домен гражданина М. Кулаковского. Там было две комнаты. Несмотря на то, что каждый класс имел отдельную комнату, занятия проводились в две смены, ибо преподаватель Я. Шнаркевич один преподавал все предметы: общеобразовательные, белорусский язык в старших классах, пение и физкультуру. Немецкий язык преподавала Нина Счансович, польский язык - преподаватель правительственной польской школы гражданин Смолич, религию - настоятель из села Лань Власович. Все предметы преподавались сжато в соответствии с программой государственных гимназий. Не простой был труд преподавателей и учащихся из-за того, что не хватало учебников на белорусском языке. Приходилось прорабатывать материал на лекциях, а некоторые предметы и по конспектам. Учащиеся довольно быстро освоились с такой методикой и показывали хорошие результаты. Материальное положение частных школ зависело от количества учащихся. Несвижская гимназия Жавнеркевича с белорусскими младшими классами вынуждена была работать при весьма ограниченных денежных ресурсах. Оплата учениками вносилась гораздо меньшая, по сравнению с другими школами. Платили родители кто чем и сколько мог - деньгами, зерном, мукой, дровами на отопление. Беднейшие ученики совсем освобождались от оплаты. Учащиеся сами обслуживали свои классы, мастерили необходимые научные приспособления. Учебник на польском языке "Арифметика и геометрия", 1936 г. Хотя в классах обстановка была небогатая, настроение учеников всегда было бодрым, учебные работы и работы по хозяйству выполнялись с желанием. Учащиеся полюбили свою родную школу, где душа их согревалась наукой на родном языке, работой и родной песней. Школьный 1921-1922 год закончился замечательным вечером в городской ратуше. Программа вечера состояла из трех частей. Учащиеся сыграли пьесу "Черт и баба", декламировали стихи Янки Купала, Якуба Коласа, Максима Богдановича, Константина Буйло, Цетки, Богушевича. Хор исполнил белорусский гимн того времени "Ад веку мы спали", песни на слова Я. Купалы и Я. Коласа и другие народные. Хористы, исполнители стихов, танцоры и вообще все учащиеся своей школы выступали в национальных костюмах. Мужские партии в хоре добровольно исполняли ученики старших классов русской мужской гимназии. Приятным следствием популярности , которую завоевала себе белорусская школа на протяжении года ее существования, был тот факт, что весной того же 1922 год более чем 50 учеников белорусов из старших классов русской и польских гимназий подали заявления у дирекцию белорусской гимназии о приеме их в эту школу. А ввиду того, что старшие классы белорусско-русской гимназии Фавнеркевича были только женские, необходимо было получить разрешение на прием этих учеников от школьных властей - куратора в Бресте. Для получения лицензии на сообразовательную гимназию (мужскую и женскую) на 1922-1923 учебный год владелец и директор обратились непосредственно к школьному куратору. Куратор заверил, что через несколько дней пришлет разрешение, но он своего слова не сдержал и прислал разрешение только на гимназию с только женскими старшими классами. Несвижская белорусская гимназия в 1922/1923 учебном году За первый 1921-1922 учебный год частная белорусская гимназия выдержала экзамен на свое существование и вступила в следующий 1922-1923 учебный год в составе 1, 2 и 3 белорусских классов. Работа в новом учебном году проходила более-менее в таких же условиях, как и в предыдущем учебном году. Отказ куратора на сообразовательную гимназию отрицательно влияло на ее материальное положение. Гимназия занимала те же квартиры. Сменился состав педагогического коллектива. В белорусские классы пришла еще одна преподавательница Анна Игнатовна Малойла, со слов которой в данной статье приведено не мало материала. Двум наставником стало легче преподавать в трех классах. В старшие классы на белоруссоведение пришел преподаватель Якубенок Григорий Устинович, позднее директор Клецкой белорусской гимназии, который очень много сделал для школы, о чем будет рассказано далее. Учителя и ученики Несвижской белорусской гимназии, 1923 г. Что же касается раздела культурно-просветительской работы, то гимназия провела два вечера. Один в рождественские каникулы с постановкой пьесы "Дзядзька Якуб", а второй по окончании учебного года с постановкой пьесы "Павлинка". В программу обеих вечеров кроме пьес входили декламации национальных поэтов, национальные танцы, выступал хор. Закрытие Несвижской белорусской гимназии в 1923 году Если в начале враги белорусского возрождения смотрели на белорусскую школу как на некое разовое произведение, не обладающей почвой для существования и развития, то через два года существования и работы они увидели в ней жизненность и силу, которая могла представлять угрозу для польских школ. В первую очередь белорусская гимназия была небезопасна для русской смешанной гимназии. Для поддержки этой школы в ее борьбе польские власти дали ей права государственных средних школ с материальным содержанием. Однако и это не помогло. Родители белорусы и их дети стремились в родную школу. Тогда власти повели более энергичную борьбу и применили более решительные средства. Перед этим под давлением местной власти Фавнерович отказался получать лицензию на 1923-1924 учебный год и школьный куратор закрыл гимназию, обосновывая это следующим: Белорусы не имеют потребности в белорусской средней школе; Малое количество учащихся в гимназии; Низкий уровень обучения; Не отвечает требованиям помещение школы. Мотивы закрытия белорусской гимназии несправедливы и недоказательны. Белорусы требовали своей школы, ибо забирали своих детей с русской и польской и отдавали в белорусскую, однако куратор, не давая разрешения на прием юношей и детей белорусов-католиков, этим самым уменьшил число учеников белорусской школы. Опять же белорусская гимназия не виновата в том, что помещение не отвечало требованиям, ибо власти выкинули с соответствующего помещения. Что же касается как будто низкого уровня обучения, то в первые годы польской оккупации Западной Беларуси и польские школы не могли похвастать высоким уровнем обучения. Неадекватные мотивы закрытия Несвижской белорусской гимназии в 1923 году польскими властями вызвали еще больший подъем борьбы белорусской общины за родную школу. Отправленная к куратору делегация из родителей белорусов с возмущением отнеслась к совету куратора отдавать своих детей в польские школы. В ответ на такой совет, на руки преподавателей посыпались заявления о приеме в белорусскую школу. За короткое время таких заявлений набралось более 150. На совещании преподавателей гимназии летом 1923 года, имея 150 заявлений от родителей, было постановлено пытаться открыть гимназию на 1923-1924 учебный год. Владельцем согласился быть руководитель белорусских классов закрытой школы Я. Шнаркевич. Необходимо знать, что в том время с владельца частной школы взымался залог собственности - земля, строение или деньги. Гражданин Шнаркевич, как сын крестьянина-середняка имел такую собственность: три гектара земли, коня, корову. После долгих стараний, многочисленных поездок нового владельца к куратору, куратор принципиально согласился, но не бумаге, а на словах, выдать на имя Я. Шнаркевича лицензию на совместную 8-ми классную гимназию с белорусским языком преподавания во всех классах и для всех предметов и дал разрешение на приемные экзамены. Условием выдачи лицензии было поставлено наличие соответствующего помещения и замена общего директора Счасновича. Самое главное было теперь определиться с помещением. Отыскать же соответствующее для гимназии помещения в то время в Несвиже было абсолютно не возможно. Были попытки договориться с директорами польской и русской гимназий. Однако ни непосредственная беседа владельца, ни вмешательство по его просьбе сенатора Вячеслава Богдановича не дали ожидаемых результатов. Вынуждены были вернуться на старые квартиры. Но в этот момент местный врач не признал эти квартиры пригодными для школы. Никакие обращения к куратору, ни вмешательство послов Белорусского посольского клуба в польском сейме Б. Тарашкевича, и А. Станкевича ничего сделать не могли. Сначала куратор вроде обещал послам дать согласие на бывшие помещения гимназии, с условием, что с 1.01.1924 гимназия будет перенесена в другое - подходящее помещение, но впоследствии весьма быстро отменил и это свое согласие. Долго продолжались переговоры с куратором. Тем временем уже состоялись приемные экзамены. Давно уже начались занятия в других школах. Съехались и наши ученики и ожидают занятий. Трагический и тяжелый момент был для гимназии, для учеников и их родителей, когда выяснилось, что гимназия не будет существовать в 1923-1924 году. Как выход из ситуации в которой оказалась школа, среди преподавателей и родителей появилась мысль организовать курсы по программе 8 классных гимназий, чтобы ученики, прошедшие эти курсы, в следующем учебном году могли поступить в белорусскую гимназию в соответствующие классы. Но куратор не дал разрешения и на эти курсы. Чтобы сохранить своих учеников для гимназии, преподаватели без разрешения куратора организовали групповые занятия в своих частных квартирах. Групп было 8. Предметы преподавались по программе 1-8 классов гимназии. Занятия было организованы по недельному расписанию лекций, как в гимназии, с указанием дня, времени, предмета, преподавателя с адресом его квартиры. Учащиеся с успехом справлялись с работой. Это тайное существование Несвижской белорусской гимназии имело большое значение. Оно сохранило ядро школы, из которого в 1924-1925 учебном году возродилась Клецкая белорусская гимназия. Источник: http://gymnasiums.iatp.by/index.html | |
Категория: История Несвижа | Добавил: nesvizh1223 (09.04.2008) | |
Просмотров: 3798 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/4 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||