Интересно почитать [104] |
История Несвижа [70] |
Легенды Несвижа [49] |
Несвиж в прессе [124] |
Нясвiжскiя навiны [35] |
Культура Несвижа [33] |
Город Реутов, Московская область. Россия
Город Росолини, Область Сицилия, Италия
Город Пулавы, Люблинское воеводство, Польша
Город Злотув, Великопольское воеводство, Польша
Город Одолянов, Великопольское воеводство, Польша
Город Горис, Область Сюник, Армения
Город Лайхинген, земля Баден-Вюртембер, Германия
Главная » Статьи » Культура Несвижа |
К премьере новой оперы артисты готовились 5 лет На афише Национального академического Большого театра оперы и балета появилось интригующее название, провозглашая поучительную истину в духе Островского: «Чужое богатство никому не служит». Премьера намечена на 7 июля. Однако уже сейчас в театральных кассах остались считанные билеты... — Подходит к завершению наш пятилетний труд по восстановлению уникального артефакта белорусской музыкальной культуры, — с гордостью рассказывает о грядущем событии заслуженный артист Беларуси Виктор Скоробогатов, возвративший к жизни не один памятник старинной белорусской музыки. — Кто знает, может быть, в следующий раз подобный материал нам посчастливится разыскать лишь через 30 — 40 лет? — Виктор Иванович, а кто такой Ян Давид Голланд — автор оперы, которую вы представите на суд зрителей 7 июля? — Придворный капельмейстер Кароля Станислава Радзивилла, знаменитого пане Коханку. Голланд родился в Германии, но в 1782 году был приглашен в Несвиж сочинять музыку для придворных нужд князя и его театра. — Да, несвижский театр Радзивиллов — явление исключительное... — Причем не только для Беларуси, но и для Европы! К слову, именно на годы работы Голланда пришлась кульминация его развития, открылся «Комедихауз» на 1.000 мест, собралась мощная труппа. Для обеспечения радзивилловских театров в Несвиже и Слуцке работали два хореографических училища... Словом, интереснейшее было время. Специально к приезду в Несвиж короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского Голланд сочинил оперу «Агатка». Но только сейчас появилась возможность познакомиться с другими оперными сочинениями этого композитора. — Как вам удалось найти ноты? — В краковском архиве сохранилась рукопись вокальных голосов, а также партии скрипки и контрабаса. Их нашла и привезла в Минск музыковед Ольга Дадиомова. Но прежде чем опера превратилась в спектакль, мы много лет посвятили реставрации пьесы и нотного материала. — Оказывается, реставрировать можно даже... оперу! — Из трехстрочной записи предстояло сделать законченное произведение для солистов и оркестра. Казалось бы, все просто: комическая опера, типовая интрига. Но возникло множество вопросов, для решения которых понадобилось аккумулировать опыт десятков людей, прочесть сотни страниц литературы, да и просто поломать голову. Например, сразу возник первый вопрос: какой оркестр будем использовать? Венский или северогерманский (откуда Голланд, собственно, и был родом)? Используем клавесин или нет? А был ли клавесин в капелле Радзивиллов?.. Следующий вопрос: подача номеров. Например, главный герой оперы, отец Чужапанак, — комический бас, объект для смеха и хитроумного обмана. Значит, надо построить его арию в соответствии с классической традицией. Дописали ему скороговорки, которые композиторы того времени использовали чрезвычайно обильно. Ария сразу заиграла... В XVIII веке каждый певец «разукрашивал» свою арию блестящей каденцией. И я предложил: давайте и у нас каждый солист сам сочинит себе каденцию! Это было рискованно, но надо отдать должное нашим артистам — все справились. Поистине титанический труд по восстановлению оперы проделал и Владимир Байдов, опытный музыкант, худрук ансамбля солистов «Классик–авангард». Ведь чем больше мы работали, тем больше убеждались, что имеем дело не с законченной оперой, а с набросками композитора... — Каков сюжет оперы? — Сама пьеса не сохранилась. Сохранился лишь текст арий и дуэтов, а что должно происходить между ариями, неизвестно... Я обратился к профессору Люблинского университета Сергею Ковалеву — популярному драматургу и известному специалисту по культуре Несвижа. Он написал два варианта пьесы, в обоих случаях действие происходило в деревне. Но мы прослушали весь материал и поняли: по галантности стиля можно предположить, что все происходит в Париже, но никак не в деревне! И тут кто–то вспомнил, что в те времена Несвиж называли маленьким Парижем. Перенесли действие в Несвиж — и все встало на свои места. Молодой персонаж Янак из «парабка» превратился в актера, сразу стала понятна и функция танцев — это же репетиции в театре! Стало ясно, откуда появился ритм полонеза в арии Каси, ведь ее мечта — не только выйти замуж за актера, но и самой стать актрисой... Не знаем, угадали ли мы идею Голланда, но, на мой взгляд, либретто получилось стройным и убедительным. В двух словах сюжет таков: Янак знает о том, что отец его невесты Каси одержим идеей найти старинный клад Радзивиллов, мечтая с богатым приданым выдать дочь замуж за князя. Чтобы не допустить этого, глухой ночью парень увлекает Чужапанка на поиски клада, где актеры несвижского театра, переодетые в костюмы чертей и домовых, устраивают шабаш нечистой силы. Янак, естественно, изображает из себя спасителя Чужапанка и тем самым добивается от него руки и сердца дочери... — В постановке спектакля участвуют приглашенные специалисты: режиссер ТЮЗа Наталья Башева и художник Русского театра Алла Сорокина... — Невозможно было создавать этот спектакль в обычном режиме, когда есть готовая партитура и дирижер. Здесь возникла ситуация, когда каждый знает только часть целого. И потому опыт людей, поднаторевших в других театральных жанрах, нам был необходим... Конечно, если кто–то захочет поставить этот спектакль еще раз, ему уже не надо будет проходить этот долгий путь. Но и сделать столько открытий уже не посчастливится. Автор публикации: Елена ЛИСОВА Дата публикации: 17.06.2009 Источник: http://www.sb.by/post/86794/ | |
Категория: Культура Несвижа | Добавил: nesvizh1223 (18.06.2009) | |
Просмотров: 809 | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |