Интересно почитать [104] |
История Несвижа [70] |
Легенды Несвижа [49] |
Несвиж в прессе [124] |
Нясвiжскiя навiны [35] |
Культура Несвижа [33] |
Город Реутов, Московская область. Россия
Город Росолини, Область Сицилия, Италия
Город Пулавы, Люблинское воеводство, Польша
Город Злотув, Великопольское воеводство, Польша
Город Одолянов, Великопольское воеводство, Польша
Город Горис, Область Сюник, Армения
Город Лайхинген, земля Баден-Вюртембер, Германия
Главная » Статьи » Культура Несвижа |
Много живописных полотен, фресок и скульптур создано за долгие века в древне городе. Создание первых произведений, составляющих несвижскую коллекцию, относится ко времени ее основания, т.е. к концу XVI – XVII века. Основателем коллекции считается Николай Радзивилл Сиротка. Под первым номеров в коллекции значился портрет Юрия Радзивилла(1480-1541), военачальника XVI столетия, которого за победу в 30 битвах называли Победителем, или Геркулесом литовским. Он был тестем польского короля Сигизмунда I Августа, воевал с крымскими татарами, а его дочь Барбара стала польской королевой. По преданию, ее дух поселился навечно в Несвижском замке под видом Черной дамы. В портрете Ежи Радзивилла художник выразил своё видение храброго рыцаря. Особенностями письма это произведение напоминает искусство Германии. Произведение, видимо, принадлежит кисти живописца с мировым именем Лукаса Кранаха Старшего. В интересных описях Несвижского замка числятся некоторые произведения крупнейшего художника немецкого Возрождения. До 1939 года портрет находился в Несвижской галерее, ныне – в фондах Государственного Художественного музея БССР. Среди произведений, написанных в сарматском стиле, выделяется портрет Михаила Борисовича, великого князя Тверского(1453-1505), бежавшего в Литву во время осады Твери. По описи 1779 года в Несвижском замке насчитывались 984 произведения, в 1857 году значилось только 211 наименований, в описи 1928 года – несколько больше 256. Интересные портреты, созданные западноевропейскими мастерами и местными художниками в стиле барокко или под его влиянием. Среди них – портреты двух жён Януша Радзивилла – Катерины Потоцкой и дочери молдавского князя Василия Лупу Марии Могилянки, на которой князь женился после смерти первой супруги. Портрет принадлежит кисти виленского художника Иоганна Шреттера, хорошо знакомого с искусством фламандских мастеров. Кстати, перед автором предстала сложная задача: расположить две фигуры так, чтобы ни одна из них не доминировала. Для этого Шреттер помещает Марию на первый план, на в одежде тёмных тонов, а Катерину – на второй, но в ярко-красном платье. В итоге обе фигуры уравновешены. Особое место в коллекции занимают произведения, которые по манере письма резко отличаются от западноевропейского искусства и представляют самостоятельное, белорусское направление в живописи. Сюда в первую очередь следует отнести портреты неизвестного автора минских старост Игнатия и Андрея Завишей. В портрете Игнатия ощущается любование художника моделью. Передаются круглые очертания лица, мягкость взгляда, стройность фигуры. В Несвижском замке трудились художники различных национальностей. Исследователь Э. Растовецкий называет среди них Яна Мартина Вайта, Иосифа Шреттера, Иосифа Гесского. В архивных документах фигурируют фамилии Н. Струмецкого, А. Сущевского, С. Цибульского, Яна Дамеля, Херличко и других. Все сведения учитывались при определении авторства картин во время их реставрации. Однако вопрос об авторстве некоторых портретов требует дальнейшего изучения. Многие талантливые художники, гравёры, народные умельцы, жившие в Несвиже и его окрестностях и создавшие здесь прекрасные творения, достойны того, чтобы о них рассказали подробнее. Первым в этой плеяде мастеров следует назвать имя замечательного художника и гравёра XVI – начала XVII века Томаша Маковского, автора многочисленных уникальных работ. Родился художник в 1562 году. Высокообразованный для своего времени человек, он занимал огромную должность каморника (землемера) при дворе Радзивиллов. В начале XVII века Маковский возглавлял типографию в Несвиже. Гравюра Несвижа, выполненная художником в начале XVII века, помогает нам представить город того времени. Несвиж изображен в форме, близкой к квадрату. В центре, на площади – величественная ратуша с торговыми рядами. Ее башня на несколько этажей выше, чем теперь. На первом плане гравюры хорошо виден замок с башнями, военными укреплениями, высокими валами. Среди невысоких мещанских домиков выделятся монастыри и костёлы, окруженный глухими стенами и оборонительными сооружениями. Николай Радзивилл Сиротка, Бывая за рубежом, убедился, как мало знают о княжестве Литовском. Он предложил Маковскому составить карту этого края. Последний с энтузиазмом взялся за дело. Чтобы справится с таким заданием, мало быть художником и гравером. Нужны были знания ученного, исследователя. Потребовалось 16 лет напряженного труда, чтобы полно и точно составить карту Великого княжества Литовского. Для этого Маковский объездил всё государство, тщательно изучил его особенности как топограф, художник, историк и географ. На латинском языке он написал пояснительный текст, включив туда важнейшие сведения и о Белоруссии: упомянул о торговле, которая велась местными жителями с Западной Европой, написал о городах, учебных заведениях Полоцка и Несвижа, описал народные обычаи, рассказал о природных богатствах края. В 1613 году в Амстердаме в мастерской Г. Геритса карта Маковского была отпечатана на четырех больших листах. Это было уникальное для своего времени издание. Источник: http://www.mir-nesvizh.com/ Источник: http://www.mir-nesvizh.com/ | |
Категория: Культура Несвижа | Добавил: nesvizh1223 (16.03.2008) | Автор: Собрал и разместил Макавчик Сергей | |
Просмотров: 1215 | Рейтинг: 5.0/2 | |
Всего комментариев: 0 | |