Интересно почитать [104] |
История Несвижа [70] |
Легенды Несвижа [49] |
Несвиж в прессе [124] |
Нясвiжскiя навiны [35] |
Культура Несвижа [33] |
Город Реутов, Московская область. Россия
Город Росолини, Область Сицилия, Италия
Город Пулавы, Люблинское воеводство, Польша
Город Злотув, Великопольское воеводство, Польша
Город Одолянов, Великопольское воеводство, Польша
Город Горис, Область Сюник, Армения
Город Лайхинген, земля Баден-Вюртембер, Германия
Главная » Статьи » Культура Несвижа |
Талия и Мельпомена – древние музы греческой мифологии, опекавшие комедию и трагедию, поселились в Несвиже намного раньше, чем в некоторых других городах. Первый в Беларуси придворный крепостной театр был создан в резиденции Радзивиллов в середине XVIII века. Ещё раньше здесь начал действовать школьный театр – тоже один из самых ранних на белорусской земле. Первое известное его представление состоялось в 1696 году, когда местные школяры показали пьесу «Млечный путь радзивилловского орла». А через два года на несвижской сцене была поставлена драма «Вакх, опьяневший от крови и любви». Спектакли несвижских школяров были рассчитаны на социальные верхи, шли на латинском и польском языках. К сожалению, тексты пьес, которые тогда роказывались до нашего времени не дошли. Зато в библиотеке Вильнюсского университета сохранились программы некоторых несвижских школьных представлений. Из них следует, что в 1723 году местными школярами показывалась драма «Зрелище мира», рассказывающая о Христофоре Колумбе. Есть предположение о том, что выбор такого сюжета объясняется совпадением имён открывателя Америки и несвижского мецената Криштофора «Христофора» Кондратовича, которому была посвящена драма. Между её актами исполнялись интермедии. Сохранились также программы 1730 и 1732 годов, когда, ставились пьесы «Дух бурь» и «Золотая свобода вне свободной власти царства мудрых». Школьные драмы писались по определённым канонам. Так по инструкции 1647 года на сцене нельзя было «есть, пить, топать ногами, показывать, что – нибудь такое, что могло бы вызвать неприятное впечатление у актёров и зрителей». В соответствии с виленским предписанием спектакль не мог продолжаться более тёх часов. Сначала женские роли запрещались вообще, а потом их разрешили играть только мужчинам. Репертуар несвижского школьного театра значительно обогатился в 50-е году XVIII века – после того, как поэтику и риторику в коллегии стал преподавать довльно одарённый драматург Юзеф Катенбринк. В 1755 году была поставлена его трагедия «Суета суёт, или Томас Паунд». Сюжет произведения взят и английской истории. На примере юного героя трагедии автор доказывал бренность земной жизни и славы. В 1758 году была показана пьеса Катенбринка «Сироэс!» В программе указывается, что перед началом пьесы и после неё, а также в антрактах исполнялись интермедии, балетные номера. Первое упоминание о зрелище в Несвижском замке относится к 1740 году, когда здесь иностранцы поставили пьесу «Пример справедливости». В последующие годы там же были поставлены впервые в Беларуси комедии Мольера и знаменитая «Заира» Вольтера, а также сочинения местных авторов. Создание оригинального репертуара связано с именем Франтишки Уршули Радзивилл, жены Михаила Рыбоньки. Она вышла из семьи краковского князя Вишневецкого, получила блестящее образование и обладала примерными литературными способностями. При жизни Франтишки Уршули Радзивилла на несвижской придворной сцене преимущественно ставились её собственные пьесы на польском языке или переложенные комедии и трагедии французских драматургов. Использовались сюжеты из арабских сказок «Тысяча и одна ночь», славянских легенд. Героини комедий и трагедий, написанных княжной Радзивилл – преимущественно жертвы мужской фальши, двуличия. Это нежные, прекрасные создания, терпящие от вероломства любимых. Сюжеты произведений Уршуля черпала из личных переживаний: она очень ревновала своего мужа, часто уезжавшего из Несвижа. Пьесы писались ему как назидания перед дальней дорогой. Героини «Остроумной любви» (1746 г.), «Судьи, лишённого разума» (1748 г.), «Любовь рождается со взгляда» (1750 г.), «Бесчестья в занепаде» (1751 г.), самоотверженно и покорно любящие своих мужей, должны были убедить князя, что семейная верность всегда вознаграждается судьбой, а измена карается жестоко. Тематика последних сочинений Франтишки Уршули уже иная. Назидание в них адресуется не мужу, а детям. Пьесы Ф.У.Радзивлии ставились в замке, в пригороде Несвижа Альбе и в «зеленом» театре под названием «Консоляция». В 1747 году в замке началось устройство специального театрального зала, который оформляли местные художники – Гесский, Миколаевский и художник из-под Львова Скшицкий. Вначале придворный театр Радзивиллов был преимущественно любительским. Но во второй половине XVIII века в Несвижском театре все чаще появлялись иностранцы - профессионалы и артисты из крепостных крестьян, получившие надлежащее образование. Для этого приглашались известные мастера: капельмейстеры, хормейстеры, балетмейстеры. В архивах встречаются фамилии капельмейстеров Альбертини, балетмейстеров Дюпре, Лойко и других. Порой учеников из крепостных отправляли за границу.Так, Ян Ценилович совершенствовался в игре на скрипке в Риме. Способный крепостной скрипач Матей из Корелич также получил музыкальную подготовку за рубежом. В конце 40-х-начале 50-х XVIII века театральная жизнь в Несвиже была довольно интенсивной. Так в 1757 году было поставлено 26 спектаклей, в 1761-22. Чаще всего в Несвиже шла пьеса о легендарном Парисе под названием «Любовь – заинтересованный судья». Она повторялась около 20 раз. В 1777 году, после продолжительного спада, когда король Станислав Радзивилл, сын Франтишки Уршули и Рыбоньки, вернулся из эмиграции и стал снова жить в Несвиже, в жизни придворного театра начался новый подъем. Расширился состав капеллы, возродились балет, оперная труппа. Для крепостных певцов, танцоров и музыкантов была создана новая школа. В ее бальном классе работал бывший крепостной Антон Лойка. В 70-80-е годы XVIII века несвижский балет насчитывал более 30 человек и по своему количеству приближался к крупнейшим танцевальным коллективам Западной Европы и России. Кроме того, в 1783 году в Несвиж была приглашена из Дубны драматическая труппа под руководством известного антрепренера Л. Перожинского. В состав этой труппы входил крупнейший представитель классической актерской школы К. Овсинский, прославившийся в роли Гамлета. Среди актрис выделялась М. Перожинская, которая с успехом выполняла роли бойких крестьянок и субреток. В труппу входила также драматическая актриса и певица М. Лозаннская, начавшая свою сценическую деятельность в Несвиже, а потом ставшая звездой труппы Национального театра в Варшаве. Несвижский придворный крепостной театр просуществовал около 70 лет-до 1809 года. Пример города предрешил появление придворных театров в Слуцке, Слониме, Ружанах. Широкое распространение в окрестностях Несвижа получило искусство народной драмы – так называемая батлейка. Она бытовала здесь до 30-х годов XX века. В 1926 году в деревне Леоновичи на Несвижчине вместе с хором, который в будущем получил звание народного и стал известен во всей республике, был организован театр, просуществовавший до 1936 года и сыгравший заметную роль в распространении белорусской культуры. Новая страница в истории театрального искусства Несвижчины была вписана после Великой Отечественной войны. Прекрасный коллектив подобрался в студии драматического творчества районного Дома культуры в 60-е годы. На несвижской сцене были поставлены многие пьесы Островского, «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, «В степях Украины» А. Корнейчука и другие. Талантливыми актёрами зарекомендовали себя В. Садовский, В. Горобец, А. Мельникова, К. Крысик. В последние годы при Несвижском Доме культуры работает драматический кружок, который систематически знакомит зрителей с классикой, произведениями советских и зарубежных авторов. С успехом здесь прошли спектакли: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «Не всё коту масленица» А. Островского, «Трыбунал» А. Макаёнка, «Прымакi» Я. Купалы и десятки других. Несколько уроженцев Несвижсого района стали актерами - профессионалами. К ним в первую очередь следует отнести актрису Белорусского государственного академического театра имени Я. Купалы Т.Г. Гузиновскую, актёра Государственного тетра музыкальной комедии БССР А.С. Костецкого, молодого и способного режиссёра Н.А. Сенкевич. Театральные традиции, заложенные в прошлом, плодотворно развиваются и сегодня. На Несвижчине созданы прекрасные условия для роста молодых талантов. Источник: http://www.mir-nesvizh.com/ Источник: http://Источник: http://www.mir-nesvizh.com/ | |
Категория: Культура Несвижа | Добавил: nesvizh1223 (16.03.2008) | Автор: Собрал и разместил Макавчик Сергей | |
Просмотров: 3198 | Комментарии: 26 | Рейтинг: 5.0/2 | |
Всего комментариев: 13 | 1 2 » | ||||||||||
| |||||||||||
1-10 11-13 | |||||||||||