Вы вошли как Турист
Группа "Гости"Приветствую Вас Турист!
Суббота, 23.11.2024, 03:16
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Праздники сегодня

Праздники сегодня

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 241

Форма входа

Поиск

ФОТО

Национальный банк

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Библиотека

Главная » Статьи » Несвиж в прессе

Зачем чиновники убивают нашу историю?
Кастусь ЛАШКЕВИЧ, ET CETERA
Антон Астаповiч. Фота К.Лашкевiча
    Антон Астапович. Фото К.Лашкевича

Восемь лет назад Беларусь "начала" обзаводиться культурными ценностями мирового значения. Первым в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО был включен Мирский замок. Казалось бы — прекрасное начинание, гарантирующее национальной культуре если не процветание, то по крайней мере сохранность. Увы. Похоже, ситуация, наоборот, становится все чудовищней. О сегодняшней обстановке в сфере историко-архитектурного наследия корреспондент ET CETERA беседует с председателем республиканского совета Белорусского добровольного товарищества охраны памятников истории и культуры Антоном АСТАПОВИЧЕМ.
 
"НЕТ ПАМЯТНИКА — НЕТ ПРОБЛЕМЫ"
 
— В начале 1990-х Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси насчитывал более 15 тысяч объектов, теперь - лишь более 4,7 тысяч. Куда исчезли остальные?


- Список начал активно "худеть" после распада СССР, когда из него исключили множество объектов советской эпохи, не представлявших историко-культурной ценности. Однако вместе с ними из-под охраны государства выпали и ценнейшие архитектурные, археологические памятники. И этот тревожный процесс продолжается, ведь в начале XXI века в списке еще находилось свыше 6000 единиц.

— Почему так происходит?


— Нет памятника - нет проблемы. По моим данным, последний Госсписок от 14 мая 2007 года готовили представители местной вертикали. Дабы избавиться от ответственности и урезать расходы, они постарались, чтобы многие объекты в него не вошли.

Загвоздка еще и в том, что у нас регулярно нарушается процедура исключения памятников из Госсписка. Согласно Закону об охране историко-культурного наследия, объект выводится из списка постановлением Совмина на основе решения Научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры. На деле же просто появляется новый вариант закона с "похудевшим" списком.

— Какие уникальные объекты сегодня не охраняются?


- Недавно я ездил в деревню Дворец Дятловского района на встречу со школьниками. Там прекрасный необарочный костел начала ХХ века, оригинальная псевдорусская церковь и руины водяной мельницы XIX века. Ни одного из этих строений нет в Госсписке! И таких примеров - уйма по всей стране.
Подчеркну, что внесение в Список вовсе не гарантирует объекту безопасность. Ярчайший пример - исторический центр (далее - ИЦ - К. Л. ) Минска - комплексная историко-культурная ценность 1-й категории. На протяжении последних лет в нарушение действующего законодательства ведутся строительные работы, уничтожаются последние сохранившиеся исторические постройки, изменяется уникальный ландшафт, без предварительных исследований вывозится культурный пласт. Верх неуважения к закону - возведенный, несмотря на протесты ученых и общественности, паркинг на Немиге.

Последний случай: в начале года в деревне Яновичи Клецкого района разрушили деревянный двухъярусный амбар XIX века, хотя он находился под охраной государства. Подобным образом уничтожаются сотни памятников, и никому до этого нет дела.

Ведет ли Товарищество их учет?

— В следующем году мы сформируем рабочую группу, которая займется составлением мартиролога уничтоженных памятников истории и архитектуры. На интернет-сайте будет размещена информация об объектах, а также указаны виновные в их утрате. Страна должна знать своих "героев".

ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ


— Спадар Антон, какие наибольшие потери на культурно-исторической ниве мы понесли
После такой
После такой "реконструкции" Несвижскому замку угрожает исключение из Списка ЮНЕСКО. Фото Юлии Дорошкевич, "Наша нiва"
в годы независимости?



— Прежде всего, назову катастрофу с ИЦ Минска. Это уничтожение не только аутентичной комплексной застройки, но и той исторической матрицы, опираясь на которую позже можно будет провести истинную реконструкцию согласно международным стандартам. Это преступление национального масштаба!

Настоящее бедствие происходит и с объектами Списка ЮНЕСКО. В Несвижском замке в ходе реставрации нарушены все возможные законы и методики. Мне известно, что польские консерваторы уже выступили с инициативой об исключении замка из этого списка, представив досье с многочисленными нарушениями при реставрации.

Много вопросов возникает и по реконструкции Мирского замка. В последние годы до неузнаваемости изменен облик ИЦ Гродно…

— Куда ни глянь — проблемы. Ну а есть ли положительные примеры?


- Их, к сожалению, немного. У нас почти нет претензий к ходу реставрации дворца Козел-
Поклевских в деревне Красный Берег (Жлобинский район), бывшего иезуитского комплекса в Юровичах (Калинковичский район). Есть предпосылки для удачной реконструкции дворцово-паркового комплекса Булгаков в Жиличах (Кировский район).

Считаю позитивом восстановление минской и могилевской ратуш, витебских соборов. Конечно, подобная "муляжная" реконструкция в мире не приветствуется. Но в 2003 году был принят международный документ - Рижская хартия, которая разрешает Беларуси, Украине, России и странам Балтии заниматься научно обоснованным муляжированием в связи с большими утратами памятников в годы коммунистического правления.

Однако у нас зачастую разрушают строения XVIII-XIX века, которые можно было сохранить, а на их месте из современных материалов возводят муляж. И доску привинчивают - "Историко-культурная ценность". Так "реконструированы" многочисленные объекты Верхнего города в Минске. В Несвижском замке снесли боковую трехэтажную галерею, а на ее месте возвели современную. В Гродно это делается на каждом шагу…

- Почему власть предержащие не заинтересованы в сохранении истории? Ведь это потенциальная "золотая жила" туризма…


- Во-первых, проблема в разночтениях нормативно-правовых актов. Закон об охране и подзаконные акты не увязаны с нормативно-правовой базой капремонта и капстроительства. Во-вторых, тут замешаны коррупционные процессы. Новое строительство, капиталовложение - это кому-то выгодно.

Но самое главное то, что люди "во власти" не чувствуют связи с национальными корнями. С середины XIX века в Беларуси началась оккупация на уровне духовности: навязывание российской культуры,
архитектурных стереотипов (уничтожение ратуш, перестройка костелов в церкви)… В советское время продолжилось тотальное разрушение традиционного сознания народа, культурного ландшафта. Теперь по инерции духовная оккупация продолжается. Чиновники не представляют ценности памятников. Ты ему говоришь про нарушения законодательства, а он в ответ: "Зато как мы красиво сделали! И на улицах у нас чисто".

Вдобавок ко всему в научных кругах господствуют посредственности. Настоящих профи (а это, прежде всего, свободный в своих устремлениях, мыслях человек) у нас очень мало, и они выдавлены из процесса сохранения историко-культурного наследия. Ученые же и архитекторы, ответственные за принятие решений, ради сохранения своих государственных должностей готовы "сдать" любой памятник.
 
"ЧТО ЭТО, ЕСЛИ НЕ КОРРУПЦИЯ?"


- В какую сторону изменилась ситуация по сравнению с советским временем?


- Такого тотального уничтожения культурных памятников (за исключением культовых) в СССР не было. Реставрации проводились профессиональнее. Советские законы работали лучше, и на любого чиновника-самодура можно было найти управу. Даже дойдя до ЦК КПСС. Так, Верхний город, который хотели уничтожить в конце 1970-х, удалось сохранить благодаря вмешательству самого Машерова.

Теперь же все, что делается в том же ИЦ Минска, продиктовано деньгами. Иными словами, законодательство прогибается под определенные финансовые группы. Что это, если не коррупция?

В 2005 году мы добились, чтобы наше письмо с перечислением всех нарушений и предложениями по грамотной реставрации ИЦ столицы попало на стол президенту. Он был возмущен и поручил помощникам заняться этим вопросом. На спецсовещании чиновники лишь развели руками, мол, нарушения признаем, но ведь нет же альтернативы. В прошлом году мы предложили разработанный бывшим главным госинспектором по охране наследия Мингорисполкома Владимиром Папурогой альтернативный проект реконструкции и благоустройства ИЦ. Предложения сводили к нулю нарушения законодательства и открывали более 250 тысяч "квадратов" инвестиционных площадей. У функционеров горисполкома не нашлось аргументов "против", но проект они отклонили.

После недавних разоблачений высоких госчинов генпрокурор Василевич призвал граждан сообщать о случаях коррупции. Я уже два года атакую прокуратуру письмами, в которых детально описываю факты коррупции. В ответ - лишь отписки.


Источник: http://news.tut.by/society/124199.html
Категория: Несвиж в прессе | Добавил: nesvizh1223 (19.12.2008)
Просмотров: 793 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: