Интересно почитать [104] |
История Несвижа [70] |
Легенды Несвижа [49] |
Несвиж в прессе [124] |
Нясвiжскiя навiны [35] |
Культура Несвижа [33] |
Город Реутов, Московская область. Россия
Город Росолини, Область Сицилия, Италия
Город Пулавы, Люблинское воеводство, Польша
Город Злотув, Великопольское воеводство, Польша
Город Одолянов, Великопольское воеводство, Польша
Город Горис, Область Сюник, Армения
Город Лайхинген, земля Баден-Вюртембер, Германия
Главная » Статьи » Несвиж в прессе |
Музей в Несвижском замке могли создать еще 70 лет назад. А теперь его экспонаты разбросаны по всей Беларуси.Надежда БЕЛОХВОСТИК — 11.06.2009
А В ЭТО ВРЕМЯ РАДЗИВИЛЛОВСКИЙ ГАРНИТУР ПРОДАЕТ СОТБИС Несвижский замок в строительных лесах уже несколько лет. Его реставрация - одна из самых обсуждаемых тем, особенно после того, как в Несвиже побывали представители рода Радзивиллов (Эльжбете Радзивилл не понравился потрет бабушки) Никогда еще в Беларусь после 1939 года не приезжало сразу 10 носителей знаменитой фамилии. Но все внимание было приковано к одной женщине - 91-летней Эльжбете Радзивилл, единственной свидетельнице того, как выглядел замок не только снаружи, но и изнутри. Ведь она жила в замке до 18 лет.
Сегодня в замке мало что напоминает о былом величии - в большинстве помещений еще только голые стены, а кое-где и их нет. Но пани Эльжбета подробно рассказала о том, что было практически в каждом покое при жизни ее отца, несвижского ордината Альбрехта Радзивилла. Доктор искусствоведения, профессор Надежда Высоцкая вместе с сотрудниками музея, расположенного в Несвижском замке, несколько часов слушала рассказы последней жительницы замка. - Надежда Федоровна, Эльжбета Радзивилл помогла восстановить, что было в замке? - Естественно, она ведь живая история. Конечно, история ее семьи, как и тысяч других, - трагедия. Кстати, комиссара, который описывал имущество замка, звали Сиротка. Такая ирония судьбы - один Сиротка создал, а другой фактически уничтожил. И возродить интерьеры замка за короткий срок нереально. А Эльжбета в мелких деталях помнит, где закурила первый раз в 14 лет, как выглядела каплица, где она спала, где стояла ее постель, где жила ее учительница, где был отец… Но это не будет восстанавливаться так, как она говорит. - Почему? - Во-первых, это невозможно сделать из-за отсутствия бывших в интерьерах экспонатов. Во-вторых, в этом нет необходимости. Желательно было бы восстановить интерьеры на время, когда Эльжбеты еще в помине не было - и XVI, и XVII, и XVIII, и XIX века. К примеру, Золотой зал она никогда не видела таким, каким он будет. О существовании Королевского зала она не знала, более того, портреты сегодня выглядят не так, какими она их видела. Они же все были записаны, а иногда были изображены и другие лица, реставраторами они сегодня раскрыты от поздних многослойных записей. Сегодня для нас стала проблема названия залов. Архивные документы говорят о Гетманском зале. Но где он? Ведь каждый из Радзивиллов замок переделывал, достраивал, вносил что-то свое. Не говоря о том, что на протяжении почти целого столетия там вообще никто не жил.
- После 1812 года? - Да. Они приехали только в 70-х годах. Там шли ремонтные работы, жили управляющие, специалисты трудились в архиве, но самих Радзивиллов там не было. Замок 1905 года и 1939 года имел совершенно разные интерьеры. Эльжбета вспоминала, что во время Первой мировой войны в замке был госпиталь, в залах стояли кровати для солдат. РАДЗИВИЛЛЫ САМИ ФОТОГРАФИРОВАЛИ СВОИ ИНТЕРЬЕРЫ - А как вы восстанавливаете интерьеры? - Сохранилось много фотографий. Радзивиллы, как только появился дагерротип, стали приглашать фотографов из Европы, которые снимали интерьеры с 1870-х годов по 1939 год. Также удалось найти инвентарь 1939-го года, который существенно дополнил ранее известные инвентари XVI - XIX веков. Но их сложно свести с конкретными помещениями, определить, где что было. Сегодня задача стоит в том, чтобы показать интерьеры XVI - XIX веков. У нас есть изображения одного и того же зала в разные эпохи. Какую их них восстанавливать? - Правда, что Эльжбета показала, где был подземный ход? - Да, о котором никто не знал, возле кухни. Она сказала, что через этот ход в тяжелые времена можно было из Несвижа пройти на 4 километра на Михальскую гору. Теперь его будут искать. - А история с башней, которая так не понравилась Радзивиллам? - Такой она изображена на гравюре Маковского, и изменить ее сейчас невозможно. У Маковского она выглядит именно так… А башня перестраивалась не один раз. - В результате замок будет выглядеть как в 1939 году? - Да, желая показать исторические срезы, сохраняются интерьеры и экстерьеры разных эпох. Ров, бастионы существовали в XVI веке. И тогда не было пристроек, которые соединили замок в один комплекс. Главный принцип реставрации замка - «Не навреди и сохрани». КАЖДЫЙ РАДЗИВИЛЛ ДОЛЖЕН ПОБЫВАТЬ В НЕСВИЖЕ - Я занимаюсь историей Радзивиллов более 40 лет. Столько же, сколько и историей мира. Я разработала концепцию Мирского замка, а там очень многое связано с родом Радзивиллов, их бытом. Например, мебель возили из Несвижа в Мир и обратно, когда принимали гостей, часть из них жила в замке, часть в Мире, портреты заказывали для Мирского замка и до тех пор, пока Святополк-Мирские не стали владеть замком в Мире, Радзивиллы считали его своей резиденцией. А Несвиж - особое место, там даже природа другая. Для Радзивиллов это костел с их фамильным склепом, ратуша, замок, их многочисленные парки. Поэтому Эльжбета и сказала, что каждый Радзивилл должен побывать в Несвиже. - Надежда Федоровна, почему реставрация замка вызывает столько критики? - Надо понимать, что реставрации в таком ритме, в котором она идет сейчас, не видели нигде в мире. - Может быть, не нужно так торопиться? - Нужно реставрировать замок, пока это финансируется. И, кстати, замок будет требовать реставрации всегда. К этому нужно привыкнуть. Когда вы приезжаете в Эрмитаж, обязательно хоть что-то, но будет закрыто на реставрацию. А собор Парижской Богоматери? Он всегда в лесах. Но даже сегодня в Несвиж приезжает не менее 100 тысяч посетителей, не каждый музей Беларуси может похвастаться такими цифрами. - А то, что реставрацию ведут не специально обученные люди, а рабочие стройтреста? - Да, здесь проблем много. У нас был хороший Институт реставрации, но теперь его нет. И сейчас строителей привозят каждый день из Солигорска. И, конечно, с ними надо много и серьезно работать, объяснять, на каком объекте они трудятся. К тому же для них эта работа невыгодна, им нужен метраж, а тут… НЕСВИЖСКИЙ ЗАМОК БЕЗ ЭКСПОНАТОВ ИЗ НЕСВИЖА СДЕЛАТЬ НЕВОЗМОЖНО - Как это ни удивительно, но самая главная проблема не в реставрации, а в том, чтобы возвратить в замок экспонаты. Замок без экспонатов из Несвижа сделать невозможно. Причем все они известны. Они передавались по постановлению правительства, но вернуть их оказалось невероятно сложно - никто ничего не хочет отдавать, и сотрудники несвижского музея постоянно сталкиваются с полным непониманием и недоброжелательностью. - Но почему так получается? - Сегодня каждый экспонат стоит астрономические суммы, да и к тому же их просто катастрофически мало в республике. Поэтому каждый музей стремится его у себя сохранить. Это естественно, потому что музейщик - не музейщик, если он просто так отдаст ценнейший экспонат. Но одно дело, когда замок не был музеем, и совсем другое - когда он возрождается как крупнейшее национальное достояние, являющееся объектом ЮНЕСКО, и будущая резиденция президента. - Что где есть? - Все описано в том самом постановлении правительства 1940 года. Зеркала и мебель передали в Купаловский театр, библиотеку и архив - в Академию наук, рыцарские доспехи - в исторический музей, коллекцию портретов - в картинную галерею (сейчас Художественный музей). Кстати, все портреты по размерам хорошо компонуются в залы интерьеров замка. Ведь именно интерьеры диктовали их размеры. Из 50 залов особо выделяется возрождаемая галерея портретов в лавровом венке, которая станет визитной карточкой самого замка, так как подобной галереи больше нигде в мире нет. Каждому музейщику жалко, когда ценные экспонаты из их коллекции передаются. Но объективно их в Государственной картинной галерее БССР до 1941 года не было. И в Национальный художественный музей РБ сегодня приходят люди не ради радзивилловских портретов, а коллекций - русского, европейского, восточного белорусского искусства XII - XX веков. Не более 5% всех фондов этого музея выставлено, ему есть что показать. А в Несвиже сейчас показывать нечего. - Но в Художественном музее говорят, что готовы сделать копии для замка. - Копийный материал там должен быть минимальным, как в любом дворцово-парковом комплексе международного уровня, находящемся под эгидой ЮНЕСКО. Копировать нужно только то, что нельзя вернуть в Беларусь, но совершенно необходимо для создания будущих экспозиций. И, кстати, качественные копии стоят не меньше оригиналов. Ведь только в Польшу было передано в 1950 году почти 90 портретов. Но не только портреты, пушки из Несвижа сейчас в Вавеле и в королевском замке Варшавы. Мацей Радзивилл подарил гравюры, они до сих пор в нашем посольстве в Варшаве. Не говоря уже об огромных материалах, хранящихся в России. Поэтому возрождение Несвижского замка должно стать делом всей страны. Удастся ли восстановить эти интерьеры замка? Еще один способ создать экспозицию музея, принятый во всем мире, - закупка антикварных вещей на аукционах. - Мы прорабатывали закупку на аукционе Сотбис мебельного гарнитура, - призналась «КП» заместитель директора по науке музея заповедника «Несвиж» Галина Кондратьева. - Эти 15 вещей абсолютно точно принадлежали Радзивиллам, там есть радзивилловские гербы. Но еще не все потеряно. Гарнитур не продался, и у нас есть шанс. Такой гарнитур - огромная редкость, но, кстати, именно из-за этого он и не продается. Во-первых, это спальный гарнитур, и использовать его по назначению не всякий захочет. Во-вторых, на кровати и шкафу есть гербы Радзивиллов, и покупать его представителям какого-то другого рода нет смысла. - А как он оказался в Америке? - Этот гарнитур был заказан Константином Радзивиллом для виллы в Каннах, которую он купил у царской российской семьи. А Константин - потомок Николая Черного в шестом колене, то есть несвижской ветви рода. Так что для нас он очень важен. Мы прошли все согласования в МИДе, Торговой палате, все было подготовлено. И вдруг все отменилось. Хотя Сотбис был готов пойти на уступки. Сам гарнитур стоил 180 тысяч долларов, со страховкой, пошлиной и транспортировкой выходило чуть больше 200 тысяч долларов. КАК ЭТО БЫЛО
Музей в Несвижском замке мог возникнуть еще 70 лет назад. Тогда, после присоединения Западной Беларуси в декабре 1939 года было принято решение о создании в замке исторического музея. Но буквально через несколько недель замок решили передать под Дом отдыха НКВД, при этом оставить в нем все исторические ценности. А 5 июля 1940 года бюро ЦК КПБ решило, что создание музея в замке нецелесообразно. Куда передали имущество Радзивиллов, известно, вот только собрать его снова в замке оказалось труднейшей задачей. *Библиотеку и архив - Академии наук; *ценные художественные картины, коллекцию Слуцких поясов, скульптуры и вазы - Государственной республиканской картинной галерее БССР (сейчас Национальный художественный музей РБ); *коллекцию оружия, рыцарских доспехов - Историческому музею и киностудии «Советская Белоруссия»; *коллекцию Охотничьего зала - музею Беловежского заповедника (Белосток); *Костюмы, мебель - Большому театру оперы и балета, БДТ-1 (сейчас - Купаловский театр), Дому работников искусств. Кстати, Купаловский театр скоро вернет в замок два зеркала, которые сейчас украшают зрительское фойе театра. КСТАТИ Где богатства Радзивиллов? Когда-то, несколько столетий назад род Радзвиллов был одним из самых состоятельных в Европе. О сказочных богатствах ходили легенды. Потом были войны, революции, семья была вынуждена покинуть Несвиж…. О том, богаты ли нынешние Радзивиллы, можно только гадать. Те, что приезжали в Беларусь две недели назад, не были похожи на европейских олигархов. Правда, сегодня считается дурным тоном выставлять свой достаток напоказ. Разве что у 91-летней Эльжбеты Радзивилл руки были украшены золотыми браслетами, а на шее висел кулон, подаренный ей отцом, ординатом Несвижа князем Альбрехтом Радзивиллом. Зато сын княжны, Альбрехт Радзивилл, названный в честь деда, не скрывал сожаления, что ему пришлось уйти на пенсию: «Я хотел еще немного поработать. Но во Франции, если пенсионер работает, он платит колоссальные налоги». А внук Александр и вовсе проехал через всю Европу в малюсенькой «Рено Клио» Но может быть, такая приверженность экономии и выдает в нем наследника внушительного состояния? Источник: http://kp.by/daily/24309.3/502201/ | ||||||||||||||||||||||
Категория: Несвиж в прессе | Добавил: nesvizh1223 (11.06.2009) | ||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1169 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 | |
Всего комментариев: 0 | |