Вы вошли как Турист
Группа "Гости"Приветствую Вас Турист!
Пятница, 22.11.2024, 22:17
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Праздники сегодня

Праздники сегодня

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 241

Форма входа

Поиск

ФОТО

Национальный банк

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Библиотека

Главная » Статьи » Несвиж в прессе

Эльжбета Радзивилл показала тайный подземный ход в Несвижском замке.
Когда-то замок
гремел на всю Европу...
Когда-то замок гремел на всю Европу...
Фото: Дмитрий БРУШКО

Музей в Несвижском замке могли создать еще 70 лет назад. А теперь его экспонаты разбросаны по всей Беларуси.

А В ЭТО ВРЕМЯ РАДЗИВИЛЛОВСКИЙ ГАРНИТУР ПРОДАЕТ СОТБИС

Несвижский замок в строительных лесах уже несколько лет. Его реставрация - одна из самых обсуждаемых тем, особенно после того, как в Несвиже побывали представители рода Радзивиллов (Эльжбете Радзивилл не понравился потрет бабушки)

Никогда еще в Беларусь после 1939 года не приезжало сразу 10 носителей знаменитой фамилии. Но все внимание было приковано к одной женщине - 91-летней Эльжбете Радзивилл, единственной свидетельнице того, как выглядел замок не только снаружи, но и изнутри. Ведь она жила в замке до 18 лет.


...а сейчас стоит в лесах.
...а сейчас стоит в лесах.
Фото: Дмитрий БРУШКО

Сегодня в замке мало что напоминает о былом величии - в большинстве помещений еще только голые стены, а кое-где и их нет. Но пани Эльжбета подробно рассказала о том, что было практически в каждом покое при жизни ее отца, несвижского ордината Альбрехта Радзивилла.

Доктор искусствоведения, профессор Надежда Высоцкая вместе с сотрудниками музея, расположенного в Несвижском замке, несколько часов слушала рассказы последней жительницы замка.

- Надежда Федоровна, Эльжбета Радзивилл помогла восстановить, что было в замке?

- Естественно, она ведь живая история. Конечно, история ее семьи, как и тысяч других, - трагедия. Кстати, комиссара, который описывал имущество замка, звали Сиротка. Такая ирония судьбы - один Сиротка создал, а другой фактически уничтожил. И возродить интерьеры замка за короткий срок нереально.

А Эльжбета в мелких деталях помнит, где закурила первый раз в 14 лет, как выглядела каплица, где она спала, где стояла ее постель, где жила ее учительница, где был отец… Но это не будет восстанавливаться так, как она говорит.

- Почему?

- Во-первых, это невозможно сделать из-за отсутствия бывших в интерьерах экспонатов. Во-вторых, в этом нет необходимости. Желательно было бы восстановить интерьеры на время, когда Эльжбеты еще в помине не было - и XVI, и XVII, и XVIII, и XIX века. К примеру, Золотой зал она никогда не видела таким, каким он будет. О существовании Королевского зала она не знала, более того, портреты сегодня выглядят не так, какими она их видела. Они же все были записаны, а иногда были изображены и другие лица, реставраторами они сегодня раскрыты от поздних многослойных записей. Сегодня для нас стала проблема названия залов. Архивные документы говорят о Гетманском зале. Но где он? Ведь каждый из Радзивиллов замок переделывал, достраивал, вносил что-то свое. Не говоря о том, что на протяжении почти целого столетия там вообще никто не жил.


Княгиня Эльжбета Радзивилл помнит каждый кирпичик в родовом замке.
Княгиня Эльжбета Радзивилл помнит каждый кирпичик в родовом замке.
Фото: Дмитрий БРУШКО

- После 1812 года?

- Да. Они приехали только в 70-х годах. Там шли ремонтные работы, жили управляющие, специалисты трудились в архиве, но самих Радзивиллов там не было. Замок 1905 года и 1939 года имел совершенно разные интерьеры. Эльжбета вспоминала, что во время Первой мировой войны в замке был госпиталь, в залах стояли кровати для солдат.

РАДЗИВИЛЛЫ САМИ ФОТОГРАФИРОВАЛИ СВОИ ИНТЕРЬЕРЫ

- А как вы восстанавливаете интерьеры?

- Сохранилось много фотографий. Радзивиллы, как только появился дагерротип, стали приглашать фотографов из Европы, которые снимали интерьеры с 1870-х годов по 1939 год. Также удалось найти инвентарь 1939-го года, который существенно дополнил ранее известные инвентари XVI - XIX веков. Но их сложно свести с конкретными помещениями, определить, где что было. Сегодня задача стоит в том, чтобы показать интерьеры XVI - XIX веков. У нас есть изображения одного и того же зала в разные эпохи. Какую их них восстанавливать?

- Правда, что Эльжбета показала, где был подземный ход?

- Да, о котором никто не знал, возле кухни. Она сказала, что через этот ход в тяжелые времена можно было из Несвижа пройти на 4 километра на Михальскую гору. Теперь его будут искать.

- А история с башней, которая так не понравилась Радзивиллам?

- Такой она изображена на гравюре Маковского, и изменить ее сейчас невозможно. У Маковского она выглядит именно так… А башня перестраивалась не один раз.

- В результате замок будет выглядеть как в 1939 году?

- Да, желая показать исторические срезы, сохраняются интерьеры и экстерьеры разных эпох. Ров, бастионы существовали в XVI веке. И тогда не было пристроек, которые соединили замок в один комплекс. Главный принцип реставрации замка - «Не навреди и сохрани».

КАЖДЫЙ РАДЗИВИЛЛ ДОЛЖЕН ПОБЫВАТЬ В НЕСВИЖЕ

- Я занимаюсь историей Радзивиллов более 40 лет. Столько же, сколько и историей мира. Я разработала концепцию Мирского замка, а там очень многое связано с родом Радзивиллов, их бытом. Например, мебель возили из Несвижа в Мир и обратно, когда принимали гостей, часть из них жила в замке, часть в Мире, портреты заказывали для Мирского замка и до тех пор, пока Святополк-Мирские не стали владеть замком в Мире, Радзивиллы считали его своей резиденцией. А Несвиж - особое место, там даже природа другая. Для Радзивиллов это костел с их фамильным склепом, ратуша, замок, их многочисленные парки. Поэтому Эльжбета и сказала, что каждый Радзивилл должен побывать в Несвиже.

- Надежда Федоровна, почему реставрация замка вызывает столько критики?

- Надо понимать, что реставрации в таком ритме, в котором она идет сейчас, не видели нигде в мире.

- Может быть, не нужно так торопиться?

- Нужно реставрировать замок, пока это финансируется. И, кстати, замок будет требовать реставрации всегда. К этому нужно привыкнуть. Когда вы приезжаете в Эрмитаж, обязательно хоть что-то, но будет закрыто на реставрацию. А собор Парижской Богоматери? Он всегда в лесах. Но даже сегодня в Несвиж приезжает не менее 100 тысяч посетителей, не каждый музей Беларуси может похвастаться такими цифрами.

- А то, что реставрацию ведут не специально обученные люди, а рабочие стройтреста?

- Да, здесь проблем много. У нас был хороший Институт реставрации, но теперь его нет. И сейчас строителей привозят каждый день из Солигорска. И, конечно, с ними надо много и серьезно работать, объяснять, на каком объекте они трудятся. К тому же для них эта работа невыгодна, им нужен метраж, а тут…

НЕСВИЖСКИЙ ЗАМОК БЕЗ ЭКСПОНАТОВ ИЗ НЕСВИЖА СДЕЛАТЬ НЕВОЗМОЖНО

- Как это ни удивительно, но самая главная проблема не в реставрации, а в том, чтобы возвратить в замок экспонаты. Замок без экспонатов из Несвижа сделать невозможно. Причем все они известны. Они передавались по постановлению правительства, но вернуть их оказалось невероятно сложно - никто ничего не хочет отдавать, и сотрудники несвижского музея постоянно сталкиваются с полным непониманием и недоброжелательностью.

- Но почему так получается?

- Сегодня каждый экспонат стоит астрономические суммы, да и к тому же их просто катастрофически мало в республике. Поэтому каждый музей стремится его у себя сохранить. Это естественно, потому что музейщик - не музейщик, если он просто так отдаст ценнейший экспонат. Но одно дело, когда замок не был музеем, и совсем другое - когда он возрождается как крупнейшее национальное достояние, являющееся объектом ЮНЕСКО, и будущая резиденция президента.

- Что где есть?

- Все описано в том самом постановлении правительства 1940 года. Зеркала и мебель передали в Купаловский театр, библиотеку и архив - в Академию наук, рыцарские доспехи - в исторический музей, коллекцию портретов - в картинную галерею (сейчас Художественный музей). Кстати, все портреты по размерам хорошо компонуются в залы интерьеров замка. Ведь именно интерьеры диктовали их размеры. Из 50 залов особо выделяется возрождаемая галерея портретов в лавровом венке, которая станет визитной карточкой самого замка, так как подобной галереи больше нигде в мире нет.

Каждому музейщику жалко, когда ценные экспонаты из их коллекции передаются. Но объективно их в Государственной картинной галерее БССР до 1941 года не было. И в Национальный художественный музей РБ сегодня приходят люди не ради радзивилловских портретов, а коллекций - русского, европейского, восточного белорусского искусства XII - XX веков. Не более 5% всех фондов этого музея выставлено, ему есть что показать. А в Несвиже сейчас показывать нечего.

- Но в Художественном музее говорят, что готовы сделать копии для замка.

- Копийный материал там должен быть минимальным, как в любом дворцово-парковом комплексе международного уровня, находящемся под эгидой ЮНЕСКО. Копировать нужно только то, что нельзя вернуть в Беларусь, но совершенно необходимо для создания будущих экспозиций. И, кстати, качественные копии стоят не меньше оригиналов.

Ведь только в Польшу было передано в 1950 году почти 90 портретов. Но не только портреты, пушки из Несвижа сейчас в Вавеле и в королевском замке Варшавы. Мацей Радзивилл подарил гравюры, они до сих пор в нашем посольстве в Варшаве. Не говоря уже об огромных материалах, хранящихся в России. Поэтому возрождение Несвижского замка должно стать делом всей страны.

Удастся ли восстановить эти интерьеры замка?




Еще один способ создать экспозицию музея, принятый во всем мире, - закупка антикварных вещей на аукционах.

- Мы прорабатывали закупку на аукционе Сотбис мебельного гарнитура, - призналась «КП» заместитель директора по науке музея заповедника «Несвиж» Галина Кондратьева. - Эти 15 вещей абсолютно точно принадлежали Радзивиллам, там есть радзивилловские гербы. Но еще не все потеряно. Гарнитур не продался, и у нас есть шанс.

Такой гарнитур - огромная редкость, но, кстати, именно из-за этого он и не продается. Во-первых, это спальный гарнитур, и использовать его по назначению не всякий захочет. Во-вторых, на кровати и шкафу есть гербы Радзивиллов, и покупать его представителям какого-то другого рода нет смысла.

- А как он оказался в Америке?

- Этот гарнитур был заказан Константином Радзивиллом для виллы в Каннах, которую он купил у царской российской семьи. А Константин - потомок Николая Черного в шестом колене, то есть несвижской ветви рода. Так что для нас он очень важен.

Мы прошли все согласования в МИДе, Торговой палате, все было подготовлено. И вдруг все отменилось. Хотя Сотбис был готов пойти на уступки. Сам гарнитур стоил 180 тысяч долларов, со страховкой, пошлиной и транспортировкой выходило чуть больше 200 тысяч долларов.

КАК ЭТО БЫЛО



Фото: Дмитрий БРУШКО

Музей в Несвижском замке мог возникнуть еще 70 лет назад. Тогда, после присоединения Западной Беларуси в декабре 1939 года было принято решение о создании в замке исторического музея. Но буквально через несколько недель замок решили передать под Дом отдыха НКВД, при этом оставить в нем все исторические ценности. А 5 июля 1940 года бюро ЦК КПБ решило, что создание музея в замке нецелесообразно. Куда передали имущество Радзивиллов, известно, вот только собрать его снова в замке оказалось труднейшей задачей.

*Библиотеку и архив - Академии наук;

*ценные художественные картины, коллекцию Слуцких поясов, скульптуры и вазы - Государственной республиканской картинной галерее БССР (сейчас Национальный художественный музей РБ);

*коллекцию оружия, рыцарских доспехов - Историческому музею и киностудии «Советская Белоруссия»;

*коллекцию Охотничьего зала - музею Беловежского заповедника (Белосток);

*Костюмы, мебель - Большому театру оперы и балета, БДТ-1 (сейчас - Купаловский театр), Дому работников искусств.

Кстати, Купаловский театр скоро вернет в замок два зеркала, которые сейчас украшают зрительское фойе театра.

КСТАТИ

Где богатства Радзивиллов?

Когда-то, несколько столетий назад род Радзвиллов был одним из самых состоятельных в Европе. О сказочных богатствах ходили легенды. Потом были войны, революции, семья была вынуждена покинуть Несвиж….

О том, богаты ли нынешние Радзивиллы, можно только гадать. Те, что приезжали в Беларусь две недели назад, не были похожи на европейских олигархов. Правда, сегодня считается дурным тоном выставлять свой достаток напоказ. Разве что у 91-летней Эльжбеты Радзивилл руки были украшены золотыми браслетами, а на шее висел кулон, подаренный ей отцом, ординатом Несвижа князем Альбрехтом Радзивиллом.

Зато сын княжны, Альбрехт Радзивилл, названный в честь деда, не скрывал сожаления, что ему пришлось уйти на пенсию: «Я хотел еще немного поработать. Но во Франции, если пенсионер работает, он платит колоссальные налоги». А внук Александр и вовсе проехал через всю Европу в малюсенькой «Рено Клио» Но может быть, такая приверженность экономии и выдает в нем наследника внушительного состояния?



Источник: http://kp.by/daily/24309.3/502201/
Категория: Несвиж в прессе | Добавил: nesvizh1223 (11.06.2009)
Просмотров: 1169 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: