Вы вошли как Турист
Группа "Гости"Приветствую Вас Турист!
Пятница, 19.04.2024, 18:21
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Праздники сегодня

Праздники сегодня

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 241

Форма входа

Поиск

ФОТО

Национальный банк

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Библиотека

Главная » Статьи » История Несвижа

Истина в вине

Кто-то расценивает деятельность князей Радзивилов, как меценатство, кто-то как здоровый эгоизм. Наверно в чистом виде не существовало ни того ни другого. Единственное что можно сказать с уверенность, это то, что окружая себя дорогостоящими предмета интерьера, они поднимали культурный и промышленный уровень развития Беларуси.

Богатейшие белорусы прошлых столетий ценили не просто дорогие вещи. У них был великолепный вкус. Каждый, даже самый незначительный, предмет интерьера в их многочисленных имениях был настоящим произведением искусств. Что-что, а украшать свои замки Радзивиллы умели.

Самые немыслимые декоративные предметы обстановки дворцовых интерьеров создавались из дерева, золота, тканей, стекла... Инвентарь столового стекла, которое находилось в "сокровищнице" Радзивилловского замка в м. Любча, составленный на 15 июля 1633 года, упоминает широкий ассортимент посуды (79 названий среди 305 образцов), стеклянные изделия с резьбой, шлифовкой и гравированными рисунками.

Уже в XVI веке территории замков представляли собой своеобразные ремесленные центры. Мастерские и мануфактуры, созданные при замках, в первую очередь должны были заботиться об украшении интерьеров. Но по мере наполнения "сокровищниц" магнатов, мануфактуры переходили на серийное производство и их изделия становились доступны менее состоятельным жителям Беларуси.

Большую роль в развитии стекольного производства сыграла Ганна Радзивилл (1676-1746). Несмотря на то, что производство стекла существовало на территории Беларуси с незапамятных времен, она организовала несколько стекольных мануфактур по западноевропейскому примеру и на западноевропейским технико-технологическим уровне, пригласив к себе специалистов из Саксонии и Богемии. Так возникли два крупнейших стекольных производства: стекольная мануфактура в Уречьи и Налибоках. Уже в первое десятилетие своего существования эти белорусские мануфактуры завоевали огромную популярность в Речи Посполитой, а позже и в России.

Как нельзя кстати до конца XVII века в Речи Посполитой, в том числе и на территории Беларуси, резко возросло употребление крепких напитков, которое во время правления саксонских королей достигло небывалых размеров. А это в свою очередь подстегнуло развитие стекольного производства.

Ассортимент употребляемых магнатами крепких напитков менялся и заставлял меняться и ассортимент посуды. Вино стало со временем обычным напитком, а употребление пива и меда уменьшилось. Грубоватая массивная стеклянная посуда сменилась более элегантными изделиями для вина и шампанского.

Существовал даже особый ритуал распития крепких напитков, который также сыграл значительную роль в развитии стекольного производства. Так, хозяин первый раз должен был пить из маленького келишка, второй раз из большего. Каждый тост пили из другого келиха. Таким образом, перед хозяином должна была стоять целая коллекция разной по размерам и формам посуды. В честь особо почетных гостей пили из самого большого кубка. Тягучие сладкие вина и наливки пились из маленьких бутылочек, которые назывались "бутлики". Особое внимание уделялось красоте изделий. Были созданы специальные группы мастеров по декорировке сосудов и зеркал. Для украшения стекольных изделий применялись различные техники гравировки и шлифовки. В основном использовался растительный орнамент в виде гирлянд, розеток, венков из цветов и побегов растений. Реже встречался геометрический орнамент. А порой на поверхность бокалов наносился целый сюжетный рисунок.

Помимо орнаментов, для оформления стеклянной посуды использовались различные эмблемы, инициалы исторических личностей, гербы магнатских фамилий. Создание таких бокалов приурочивалось обычно к юбилеям исторических событий.

Характерной особенность уречско-налибокского стекла XIX века является украшение бокалов и стаканов надписями, посвященными, например дню именин. В основном такая посуда выполнялась под заказ. В Краковском Национальном музее находится бокал с изображением породистого пса, который в порыве бросается на стаю дворняг. На поверхности бокала выгрирована надпись, которая переводится как "Высокородных и сильных (имеется в виду людей) никчемные высказывания никогда не обижают". Порой на стенках бокалов возникали целые сатирические стихи и памфлеты.

Мануфактуры старались предложить покупателям целые сервизы, которые включали весь ассортимент производимой посуды объединенной одинаковым декором. В стеклянных изделиях Уречскай и Налибокскай мануфактур, выпущенных в различное время, можно увидеть черты художественных стилей классицизма и ампира.

В конце XVIII века поднимается спрос на зеркала. К этому времени налаживается производство зеркал и на Беларуси. В XVIII-XIX вв. они широко использовались в украшении интерьеров. Во-первых, зеркала были незаменимым предметом утреннего или вечернего туалета модниц. Во-вторых, зеркала использовались, как элемент интерьера дворцов. Зеркала применялись с целью увеличения освещенности помещений. А в замках Радзивиллов в Несвиже и Мире были специальные зеркальные залы, оборудованию и украшению которых придавалось большое значение. Располагая зеркала в определенном порядке, декораторы создавали иллюзию бесконечного повторения в зеркальном отражении произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства, сияющих и металлических декоративных изделий. Этим они увеличивали впечатление роскоши и без того богато оформленных интерьеров.

Стекольные мануфактуры выпускали не только столовую посуду и зеркала, но и другие предметы для украшения интерьеров замков. Это - настенные бра, подсвечники, люстры, различные флаконы для туалета модниц, фляжки, чашки для чая, салатница, графины, керосинки, чернильницы и многое другое. Со временем ассортимент изделий менялся. За первые двадцать лет своего существования уречско-налибокские мануфактуры сполна удовлетворили запросы князей Радзивиллов в стеклянных изделиях и мануфактуры стали производить их на экспорт и для массового потребления. Для обеспечения сбыта своей продукции Радзивиллы строили магазины и склады стекла на оживленных трактах Минск-Варшава (в м.Белая), Минск-Вильня (в Вильне), в Гродне, Новогрудке, Несвиже, Биржах, Слуцку, Белостоку и т.д. По архивным спискам 1766 года на транспортировку, изделия белорусских стекольных мануфактур вывозились в Петербург, Гданьск, Краков, позже в Смоленск, Киев, Чернигов. В числе покупателей было немало богатых представителей российской знати.

Чтобы расширить сбыт стекла среди простого народа, администрация ввела продажу в кредит. Кроме того, в некоторые года одна треть заработной платы выдавалась рабочим стеклянной посудой. В начале XIX века изделия из стекла уже пользовались спросом на сельских ярмарках.

И последнее: если у Вас случайно завалялась бутылочка коллекционного вина времен блистания князей Радзивиллов, при распитии оной постарайтесь не нарушить осадок на дне бутылки. А пить это вино можно не только из рюмок радзивилловских мануфактур. Главное помнить, что они должны быть непременно прозрачными, из бесцветного стекла.

Рюмки для вина могут быть различной формы, однако для белых вин принято подавать их на более высоких ножках, чем для красных. А емкость их для крепких и десертных вин меньше, чем для столовых вин... Или наоборот?


Мебель.BY 2008 г.
Категория: История Несвижа | Добавил: nesvizh1223 (10.02.2010)
Просмотров: 1251 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: