Интересно почитать [104] |
История Несвижа [70] |
Легенды Несвижа [49] |
Несвиж в прессе [124] |
Нясвiжскiя навiны [35] |
Культура Несвижа [33] |
Город Реутов, Московская область. Россия
Город Росолини, Область Сицилия, Италия
Город Пулавы, Люблинское воеводство, Польша
Город Злотув, Великопольское воеводство, Польша
Город Одолянов, Великопольское воеводство, Польша
Город Горис, Область Сюник, Армения
Город Лайхинген, земля Баден-Вюртембер, Германия
Главная » Статьи » Культура Несвижа |
ЭТОГО профессионала музыкальные эксперты называют одним из выдающихся
дирижеров современности. Хотя в жизни заслуженный артист России Евгений
БУШКОВ — достаточно скромный, где-то аристократичный, и самое главное —
семейный человек. По крайне мере так показалось нам, когда мы
встретились в Белгосфилармонии с Евгением Робертовичем на эксклюзивном
интервью. Мы говорили главным образом о творчестве, серьезной музыке и о
коллективе с 45-летней историей, к которому в профессиональном смысле
дирижер уже «прирос» душой. Под руководством Евгения Бушкова в
исполнении камерного оркестра прозвучало несколько мировых премьер. А 5
марта стартовал проект для регионов — «Музыкальные сады страны
Беларусь». Досье «БН» Евгений Бушков родился в семье скрипачей в Москве. Впервые его имя появилось на международной музыкальной афише в 1986 году, когда 18-летний скрипач был удостоен Первой премии на международном конкурсе им. Г. Венявского в Познани. Евгений Бушков сменил амплуа в 1999 году на фестивале в Люксое (Франция) — начал дирижерскую карьеру. С 2002-го по 2009 год работал дирижером оркестра «Новая Россия». В 2009 году возглавил Государственный камерный оркестр Беларуси. С 2012 года также главный дирижер и художественный руководитель Академического симфонического оркестра Саратовской филармонии. Ведет класс скрипки в Московской государственной консерватории. — Евгений Робертович, вы дирижировали известнейшими оркестрами мира. В 2009 году вам предложили возглавить Государственный камерный оркестр Беларуси. Почему приняли приглашение? — Начнем с того, что приглашение приехать в Беларусь и работать главным дирижером такого оркестра было очень неожиданным. Мне этот оркестр очень хорошо знаком. Впервые я узнал о его существовании, когда мне было 15 лет. Святослав Рихтер пригласил Минский камерный оркестр на концерт в Большом зале Московской консерватории. Помню, было настолько неожиданно услышать блистательный, качественный оркестр. А ведь даже тогда стандарты музицирования для меня были очень высоки: их определяло творчество «Виртуозов Москвы», где скрипачом и директором работал мой отец Роберт Евгеньевич. И вот неожиданно приехал оркестр из города, в котором мне уже приходилось выступать, будучи учеником Центральной музыкальной школы. Кстати, позднее мне даже представилась возможность играть с Минским камерным оркестром и сотрудничать с художественным руководителем и главным дирижером коллектива Юрием Цирюком, талант которого высоко ценили такие выдающиеся музыканты, как Наталья Гутман, Олег Каган и мой учитель Виктор Третьяков. Конечно, когда несколько лет назад мне предложили возглавить коллектив, я понимал, что поколение музыкантов в оркестре сменилось. Но уважение к оркестру, его истории и творчеству — сохранилось. Поэтому для меня было очень почетно и интересно с творческой точки зрения начать работу с оркестром. — То есть вы переехали в Минск из Москвы с удовольствием? Не сложно ли было менять прописку? Ведь здесь жизнь более размеренная, если сравнить с российским мегаполисом... — Сейчас вышло так, что я живу на два города. С Москвой окончательно связей разорвать не могу: моя дочь Мишель (ей 8 лет) занимается там в двух лучших музыкальных школах города. Но моему ребенку очень нравится приезжать сюда, в Минск. Здесь у нее есть своя комната, она очень дружна с камерным оркестром. С ним уже несколько раз выступала в качестве пианистки и скрипачки. Занимается Мишель увлеченно и по собственному почину, что самое главное. Минск для меня — это город, который по ощущению возвращает в пору юности. Здесь значительно меньше изменился уклад жизни, чем в той же Москве. Но все же и белорусская столица меняется. У вас есть свои большие плюсы: воздух чистый, ребенок может гулять спокойно на улице. — Судя по разговору, вы очень семейный человек… — Дело в том, что последние несколько концертных сезонов свели мое пребывание в Москве к катастрофически малому количеству дней. Я от этого очень страдаю: немного времени остается на семью, на занятия с дочерью. Понимаете, когда твой ребенок играет на скрипке — инструменте, которому ты отдал сам практически всю свою жизнь, то, конечно, хочешь помогать своему чаду и иметь возможность делать это чаще. А в последнее время моя дирижерская работа настолько интенсивна, что, когда удается провести пару недель дома, я очень счастлив. — Евгений Робертович, 28 февраля, в 45-й день рождения оркестра, прошел большой концерт на сцене Белгосфилармонии «Четыре дирижера на одной сцене». А уже 5 марта оркестр выступил в Гомеле, дав старт большому творческому проекту коллектива «Музыкальные сады страны Беларусь». Почему решили сделать серию концертов именно в малых городах республики? — Действительно, с этого концерта мы начали турне по Беларуси, в котором будет 45 концертов. Приурочено оно к юбилейной дате. Но самое главное, эти концерты — попытка как-то обогатить жизнь тех людей, которые отдалены от больших концертных залов, в частности от Минска. По моему опыту общения с разными музыкантами и с широкой публикой я знаю, что людей, которым не интересна классика, практически нет. Очень часто люди о ней просто не знают: у них нет возможности ходить на такие концерты, а значит, и слушать хорошую музыку. Здесь я говорю о сокровищах академической музыки. Концерт 5 марта в Гомеле состоялся в прекрасном зале КСК, бывшего Дворца культуры железнодорожников, и оставил у нас чудные впечатления. Публика — а собралось более тысячи человек — очень тепло принимала нас. Наверное, вот эта теплота и горячность, с которой принимают в провинции, и есть лучшее подтверждение необходимости нашего проекта. Следующие концерты юбилейного турне состоятся в конце марта в Гомельской и Могилевской областях. — А почему проект для регионов назван именно «Музыкальные сады страны Беларусь»? — Это название пришло в процессе вызревания идеи тура. Почему сады? Это большей частью метафора: мы будем сеять, образно выражаясь, семена интереса к академической музыке, ее живому исполнению. И «сады» смогут вырасти в тех местах, куда мы будем приезжать. Кто знает, может быть, это станет не только незабываемым переживанием для жителей глубинки, но и послужит импульсом к тому, чтобы дети пошли в музыкальные школы, чтобы впоследствии создались новые коллективы классической музыки. — На какое время рассчитан проект? — Думаю, выступления в Беларуси продлятся до первой половины 2014 года. То есть будем реализовывать проект постепенно, разделив его на блоки по 4—7 концертов. Кроме того, оркестр должен готовить и новые программы — тогда это интересно с профессиональной точки зрения. В следующем сезоне есть планы выехать в Россию. Вероятно, осенью состоится концерт в Большом зале Московской консерватории. Выступление там явилось бы кульминацией сезона. Ведь для музыкантов всего мира этот зал остается одним из самых престижных. Оркестр готовится продолжить свои традиционные выезды в Норвегию. Есть предложение принять участие в фестивале в Латвии. — В этом году в Беларуси пройдет проект, инициированный камерным оркестром, не имеющий аналогов в стране, — «Август Несвижа». В чем его суть и эксклюзивность? — В России, под патронатом президента, проходит крупнейший музыкальный форум — Фестиваль оркестров мира. Он имеет большую поддержку и размах, на него съезжаются маститые коллективы. Моя идея все же более «камерная», предполагает участие камерных оркестров. Я хотел бы, чтобы в Беларуси был фестиваль, который бы проходил на исторической сцене — поэтому выбрали замок в Несвиже — и собирал лучшие оркестры из Европы. Уже есть договоренность, что в августе состоится несколько концертов на форуме с участием коллективов из Польши, Швейцарии и Литвы. Важно, чтобы наш оркестр мог быть окруженным высококлассными коллективами, чтобы посмотреть на себя со стороны, сравнить свои силы с европейскими коллегами и в некотором роде ощутить свою… «самость». «Август Несвижа» обязательно станет заметным событием и в жизни оркестра, и в культурной жизни Беларуси. — Знаю, что к 45-летию оркестра Михаилом Броннером был специально написан «Белорусский концерт». А ведь это очень необычно: известный московский композитор создал произведение, в котором солирует белорусский национальный инструмент — цимбалы… — С композитором Броннером я знаком довольно давно. Уже несколько лет в моем детском абонементе «Классика — это классно» мы играем его «Детский уголок» для слушателей и камерного оркестра. Я долго ждал того момента, когда удастся представить творчество композитора в Беларуси с более серьезной стороны. И, наконец, он настал: я предложил композитору написать к юбилею что-то похожее на «Брандербургские концерты» Баха (в старые времена по заказу писали и Гайдн, и Моцарт, и другие композиторы). Идея была в том, чтобы привлечь к участию ярких белорусских музыкантов. И почему бы не попробовать цимбалы? Через четыре месяца после этого разговора мне пришло сообщение от автора: «Я закончил «Белорусский концерт». До премьеры Михаил Броннер впервые услышал свое произведение в исполнении оркестра. Он развел руками… Это был один из тех редких случаев, когда композитору почти нечего было сказать: настолько блестяще оркестр и солистка Вероника Прадед исполнили «Белорусский концерт». — Евгений Робертович, российский автор написал произведения для белорусского коллектива. Вы, российский музыкант, работаете с белорусским оркестром… Это очень символично в отношении дружеских связей между Беларусью и Россией. Не планируете ли вы создать какой-либо проект в рамках Союзного государства? — Конечно, было бы приятно, если бы мы получили какое-то финансирование от Союзной организации на проведение, скажем, серии концертов с участием российских и белорусских музыкальных звезд. Но даже если этого и не произойдет, мне представляется, наш альянс, наше сотрудничество — это и есть живой долгосрочный проект, олицетворяющий дружбу наших государств. — Чем, на ваш взгляд, отличается Государственный камерный оркестр от «коллег» по цеху? — Без сомнения, высоким уровнем ансамблевой игры, а главное — тщательностью в подготовке программ. Ведь в ту же Норвегию, куда коллектив выезжает уже 16 лет подряд, приглашают исполнять не музыку белорусских авторов, а, наоборот — своих норвежских композиторов. За годы гастролей в Норвегию сыграно несметное количество концертов, записано много компакт-дисков с новыми произведениями, некоторые специально созданы для оркестра и посвящены ему. Полтора года назад известный дирижер и скрипач Валентин Жук выступил в Минске с нашим оркестром. Его впечатлила работа музыкантов. Он сразу же написал мне: «Женя, я готов приезжать к вам на любых условиях только ради удовольствия поработать с таким высококлассным коллективом». Такая оценка, по-моему, показательна. Татьяна УСКОВА, «БН» Фото Павла ЧУЙКО, «БН» Источник: http://news.21.by/culture/2013/03/27/739550.html | |
Категория: Культура Несвижа | Добавил: nesvizh1223 (27.03.2013) | |
Просмотров: 900 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |