В архивной подшивке газеты "Минское слово" раскрываю номер от 11 мая
1912 года и обнаруживаю заметку "Погибшие на "Титанике". Вот ее текст:
"Опубликован список русских подданных, погибших при крушении "Титаника".
Погибли: Симон Литман, Зельман Злоковский, Гарри Корн, Симон Вайсман,
Якоб Кук, Лезли Гелинский, Насан Гольдшмидт, Иосиф Мурдлин, Вульф
Спектор, Абрам Гермед, Самсон Абельсон, Самуил Гринберг, Зелина Кантор,
Польнер Ушер, Абе Виллер и Иосиф Онтвила".
В последующих сообщениях телеграфных агентств говорилось о том, что "для
получения родственниками погибших вознаграждения из фонда, собранного
лордом-мэром Лондона, необходимо предоставить названному лицу сведения,
устанавливающие право получения, на особом бланке, заполненном городским
головой, мировым судьей, священником, доктором или адвокатом".
Оговаривалось, что "бланки могут быть получены в Императорском
Генеральном консульстве в Лондоне".
Уточняющая информация содержалась в заметке "Русские подданные, погибшие
на "Титанике" в газете "Новое Время" от 6 июня 1912 года. Говорилось,
что русский консул в Лондоне донес министерству внутренних дел, что, по
полученным им сведениям, при крушении парохода "Титаник" погибли русские
подданные (следовал список), "кроме финляндских уроженцев". В
результате очередной транскрипции телеграфного английского и
газетно-корректорских интерпретаций изменилось написание имен: Симон
Литман был назван уже как Симон Ситман, Насан Гольдшмидт - как Натан
Гольдшмидт, Самуил Гринберг - как Самуил Гиндберг, Иосиф Онтвила - как
Иосиф Мантвила.
В те дни в мещанской среде появился анекдот с черным (вернее - черносотенским) юмором:
- Сара, ты знаешь, кто, пишут в газетах, потопил "Титаник"?.. Айсберг.
- Так и знала, что обвинят кого-то из наших!
А я раскрываю многостраничный список минских домовладельцев в
справочнике "Весь Минск, или Спутник по городу Минску" издания 1911
года. Три фамилии - те же, что и в списке русских подданных, погибших на
"Титанике". Родственники минчан?.. Нет, едва ли. Минские газетчики в
последующие месяцы не опубликовали ни одного интервью на эту тему, что
указывает на определенный факт: близких родственников минчан на
"Титанике" не было.
Сомневаюсь, что знали имена русских с "Титаника" и в бедных местечках
белорусских губерний. Дело в том, что обычно представители российской
трудовой эмиграции отплывали за океан на пароходах из портов Германии и
Голландии. "Титаник" же, напомним, убыл из британского Саутгемптона.
(Объективности ради надо заметить, что для некоторых лиц эмиграция была
способом уклонения от воинской повинности. Неслучайно российским законом
от 23 июня 1912 года в Устав о воинской повинности были внесены крупные
изменения.)
Описания судеб бедняков‑ эмигрантов мы найдем, к примеру, в номере
газеты "Наша Нiва" от 13 мая 1910 года (наш перевод с белорусского):
"Из Беларуси и Литвы. (От наших корреспондентов.) Из-под Лиды, Вил. губ.
На самые пасхальные праздники вернулась домой целая группа людей,
которая собиралась уехать в Америку. А вернулись они вот по какой
причине: наши агенты подрядились доставить их в Америку по цене 120–140
рублей от человека. (За такие деньги в ту пору можно было купить двух
хороших коров. - Авт.). Желающих набралось душ 130. Агенты перевели их
через границу на прусскую сторону, купили билеты на железную дорогу аж
до Амстердама (город у моря в Голландии) и оттуда уже собирались морем
доставить эмигрантов в Америку. В Амстердаме эмигрантов должен был
встретить агент и выдать всем шифкарты (билеты на проезд морем). Но ни
агента, ни шифкарты эмигранты не нашли и, наверное, погибли бы с голода в
чужой сторонке, если бы не российский консул в Амстердаме, который всех
отослал за казенные деньги в Лиду. Этой аферой агенты содрали с народа
17 тысяч руб. (130 душ по 130 руб.), и неизвестно, сыщет ли кто свои
деньги назад. При этом приходится удивляться темноте наших мужиков: если
едут в Америку через Либаву - тогда паспорт стоит около 18 рублей,
доехать до Либавы - 5 руб. и шифкарта из Либавы в Америку - 65 руб., -
значит, всего 88 руб. А агенты сдирали по 120, а то и по 140 руб. с
души. Это уже явное надувательство".
Вот судьба! В 1910 году бедняки пострадали от международных жуликов и
вернулись в Беларусь пусть обобранными до нитки, но зато живыми и
здоровыми. А кому-то из богачей с русскими паспортами через два года
"посчастливилось" устроиться на "Титаник"…
Сергей Крапивин, "Белорусская военная газета"6