Интересно почитать [104] |
История Несвижа [70] |
Легенды Несвижа [49] |
Несвиж в прессе [124] |
Нясвiжскiя навiны [35] |
Культура Несвижа [33] |
Город Реутов, Московская область. Россия
Город Росолини, Область Сицилия, Италия
Город Пулавы, Люблинское воеводство, Польша
Город Злотув, Великопольское воеводство, Польша
Город Одолянов, Великопольское воеводство, Польша
Город Горис, Область Сюник, Армения
Город Лайхинген, земля Баден-Вюртембер, Германия
Главная » Статьи » Нясвiжскiя навiны |
Газета - №50 (10003) 26 марта 2010 В жизни мне везёт на хороших людей. Многие из них - интересные, неординарные и незаурядные личности. Так случилось, что мне посчастливилось познакомиться и, несколько часов неспешно гуляя по Несвижу, общаться с известным польским режиссёром, членом Понтификальной комиссии по культуре в Ватикане Кшиштофом Занусси. Удивительный человек, умный и обаятельный, скромный и тактичный, интеллигентный и обходительный, умеющий слушать и рассказывать, он прекрасно знает историю нашего города, и, состоя по линии жены в родстве с Радзивиллами, - еще и историю этого княжеского рода. Причем, с такими нюансами, знанию которых позавидовали бы наши самые маститые краеведы. «Самый ценный и главный наш ресурс - Время, и я надеюсь, мы потратим его с обоюдной пользой», - улыбаясь, произнес во время знакомства пан Кшиштоф. Так и случилось. Это был тот редкий, наиболее ценимый мною вид общения, когда больше говорил гость, нежели принимающая его сторона. Именно от пана Занусси я и узнала в подробностях историю о Максимилиане Колбе. Узнала, что называется, из первых уст, потому что именно Кшиштоф Занусси в 1990 году снял нашумевший в свое время фильм «Жизнь за жизнь», посвященный известному польскому проповеднику, причисленному к лику святых. Какое отношение имеет Максимилиан Колбе к Несвижу? - спросите вы. Когда будете в Несвижском костеле Божьего Тела, обратите внимание на небольшую икону, которая «прячется» за первой колонной слева на стене храма. На ней - изможденный коленопреклоненный человек в полосатой робе и с порядковым номером узника концлагеря на груди. Редкий турист не задавал ещё вопроса: откуда такое необычное изображение в храме? А теперь поверните голову на последнюю колонну справа. На ней увидите изображение размером побольше - в одежде священника человек со спокойным взглядом уставших мудрых глаз. На обоих полотнах - Максимилиан Колбе. В соседней Польше с глубоким почтением относятся к отцу Колбе. Его помнят, любят, чтут, перед ним преклоняются, им восхищаются. Максимилиан Колбе является покровителем заключенных, доноров, журналистов и даже радиолюбителей. В Германии создан и действует специальный фонд Максимилиана Колбе, который помогает бывшим узникам концлагерей. Святой Максимилиан - один из десяти святых мучеников XX века, в честь которых в Вестминстерском аббатстве в Лондоне воздвигнуты статуи. Максимилиан Колбе родился в 1894 году в небольшом польском местечке, которое в то время входило в состав Российской империи, в многодетной семье этнического немца и чистокровной польки. Семья была очень набожная, и в тринадцать лет мальчик решает вступить в орден францисканцев. Позже будет семинария - семь лет жизни в Риме, где разносторонне развитый, увлекающийся математикой, физикой и даже проектирующий новые виды самол ётов молодой человек в 19 лет станет доктором философии, а в 23 - доктором теологии. Несколько лет жизни отца Колбе отдано Беларуси - в 1922 году, живя в одном из монастырей Гродно, он основал издательство и начал выпуск журнала «Рыцарь Непорочной Девы Марии ». В 1927 году Максимилиан Колбе начинает в сорока километрах от Варшавы, на совершенно пустом месте строить монастырь Непокалянув (в переводе с польского - монастырь Непорочной Девы). В состав огромного монастырского комплекса уже через несколько лет входили редакция, семинария, радиостанция, оснащённая новейшим оборудованием типография, автостоянка, пожарная команда, склады, сапожные, столярные, швейные, слесарные мастерские, железнодорожная станция, связанная с государственной железной дорогой, и даже небольшой аэропорт с четырьмя самолётами. Суммарный ежедневный тираж выпускаемых в Непокалянуве газет составлял 230 000 экземпляров, а общий тираж ежемесячно выходящих журналов - свыше одного миллиона. Каждый монах был обязан овладеть хотя бы одной гражданской специальностью, благодаря чему в монастыре были свои лётчики, машинисты, наборщики, журналисты, радисты, водители, столяры, слесари, портные. О способности отца Колбе увлекать своим делом говорят цифры: через десять с небольшим лет в городке жили уже 762 монаха, что сделало Непокалянув самым крупным католическим монастыр ём в мире. Отец Колбе мечтал, чтобы похожие монастыри в честь Девы Марии появились по всему миру, и в 1930-х годах он совершает ряд миссионерских путешествий в Китай и Японию. На окраине Нагасаки он основал японский аналог Непокалянува. Не зная ни одного слова пояпонски, он начинает издавать японскоязычную газету. Интересная деталь: вопреки синтоистским канонам, Колбе построил свой монастырь не в самом лучшем месте, как советовали японцы, а так, чтобы его от города отделяла гора. Как чувствовал: в августе 1945 года Нагасаки был уничтожен атомной бомбой, а монастырь не пострадал. Последуй Колбе советам японцев, и все плоды его стараний, вся монастырская братия погибли бы. Таким был человек, на которого в 1941 году обрушил свою ярость фашизм. Накануне войны Колбе возвратился в Польшу. По рассказам и предупреждениям друзей, он знал, на что идёт. Даже Гестапо сообщило Колбе, что его просьба о предоставлении ему германского гражданства была бы принята благосклонно, если бы он записался в список лиц немецкого происхождения, поскольку у него была немецкая фамилия, и по происхождению он был немец. В первое время в Непокалянове размещался госпиталь Красного Креста. Мало-помалу туда начали стекаться беженцы: там находилось 2000 человек, выдворенных из Познани, и несколько сотен евреев. Немцы стали считать Непокалянов центром, где собирались беженцы, и отца Колбе арестовали. Но, в первый раз отпущенный на свободу, он стал реорганизовывать городок, чтобы еще больше приспособить его к потребностям беженцев. Он устроил там лечебницу, аптеку, госпиталь, кухни, булочные, огород. 1 февраля 1941 года он был арестован вторично. Отнёсся к этому со свойственным ему смирением: «Я иду послужить Непорочной туда, где сейчас нужна моя работа». Как оказалось, его работа нужна была… в Освенциме, одном из самых страшных концентрационных лагерей. На человека с подорванным здоровьем (он страдал туберкулезом, и у него было только одно легкое) обрушились самые жестокие страдания, которым он подвергался даже в большей степени, нежели другие, поскольку был священником. А священники были для фашистов столь же ненавистны, как и евреи. Так он стал номером 16670. Сначала отец Колбе подвозил телеги с гравием и камнями для строительства стен крематория. Причем телеги он должен был подвозить бегом. На расстоянии десяти метров друг от друга стояли стражники с дубинками, следившие, чтобы ритм работы не замедлялся. Потом он должен был распиливать и перетаскивать стволы деревьев. И опять: поскольку он был священником, то ему приходилось таскать тяжести в два, три раза тяжелее, чем носили другие заключённые. Товарищи по несчастью видели, как он шатается и обливается потом и кровью. При этом отец Колбе не хотел, чтобы кто-то подставлял себя под удары, помогая ему. «Не делайте этого. Непорочная поможет мне, и я справлюсь ». Вера его была безмерна. Он сам попросил отвести ему место в самом грязном месте барака - у дверей, чтобы всегда иметь возможность благословлять выносимых умерших узников. Когда свещенника заставили переносить трупы, часто страшно изувеченные, и укладывать их штабелями для кремации, его соседи по бараку слышали, как он шептал: «Святая Мария, молись за нас!» Потом настал день, когда одному из заключённых четырнадцатого блока, в который отец Колбе был переведён всего несколько дней назад, удалось бежать. Беглеца найти не удалось (позже выяснилось, что он утонул в выгребной яме). Три часа заключённые всех блоков стояли по стойке «смирно». В девять часов был сделан перерыв на скудный ужин. Четырнадцатый блок должен был стоять неподвижно, глядя, как его ужин выливают в канаву. В течение всего следующего дня блок оставался на площади, стоя неподвижно в строю, у всех на виду, под ударами стражников, под палящим июльским солнцем, страдая от голода, жары, жажды, неподвижности и гнетущего ожидания. Если кто-нибудь падал, его бросали в кучу на краю поля. Когда с работы вечером вернулись обитатели остальных блоков, начался отбор десяти человек, которые должны были умереть голодной смертью в бункере вместо убежавшего. Жертвы были отобраны, и тут раздался крик одного из обреч ённых. У бывшего сержанта польской армии, сорокалетнего Франтишка Гаевничка были жена и десять детей. И здесь свершилось чудо. Отец Максимилиан вышел вперед и предложил себя вместо Франтишка, которого он даже и не знал. Замена была принята. Не многие слышали слова, но все отмечали одну деталь: отец Колбе вышел из рядов уверенным шагом и направился к лагерфюреру Фрицшу, поражённому смелостью узника. Для Фрицша узники лагеря были всего лишь номерами. Отец Колбе заставил его вспомнить, что они были людьми, личностями. «Что нужно этому грязному поляку?» - «Я католический священник. Я пожилой человек (ему было 47 (!) лет). Я хочу заменить его, потому что у него жена и дети». Посмотрите фильм. Вы почувствуете глубокую трагичность произошедшего. Пан Занусси, рассказывая эту историю, весьма эмоционально попытался донести мысль, что чудо свершилось уже в самом факте принятия жертвы отца Колбе. Эта жертва - результат свободного выбора - стала как раз проявлением той идеи, для борьбы с которой и был построен концлагерь. Фашизм стремился доказать, что этические представления о братстве людей - это вздор. Что есть только одно этическое понятие - «раса», и что низшие расы «неполноценны ». Человечность, согласно нацистской идеологии, - это иудейско-христианская выдумка. Концлагерь должен был подтвердить то, что гуманизм есть для человека нечто внешнее, что его можно сорвать, как маску, по собственному произволу. И то, что Фрицш принял жертву Колбе, и, прежде всего то, что он принял замену ей, хотя должен был по крайней мере послать на смерть обоих - было невероятно. Осужденных бросили в подземелье блока нагими ожидать голодную смерть. Им не давали ничего, даже капли воды. Во время длительной агонии отец Колбе громко читал молитвы и псалмы. И из соседних камер ему отвечали другие заключенные. «Эхо этих молитв проникало сквозь стены, слабея с каждым днём, превращаясь в шёпот, угасая вместе с человеческим дыханием. Весь лагерь вслушивался в эти молитвы. Каждый день весть о том, что в тринадцатом блоке по-прежнему молятся, облетала все бараки. В омертвевшей ткани человеческой солидарности вновь начинала пульсировать жизнь. Медленная смерть в подземельях тринадцатого блока не была смертью червей, раздавленных в грязи. Она была драмой и ритуалом. Она была очистительным жертвоприношением », - вспоминали позднее очевидцы. Слух о происходящем разнёсся и по другим концлагерям. Каждое утро в бункер для смертников фашисты приходили с проверкой. Когда они открывали двери камер, несчастные узники плакали и просили хлеба. Тех, кто ещё мог приблизиться к стражникам, жестоко избивали и бросали на цементный пол. Отец Колбе ничего не просил, не жаловался, он сидел в глубине камеры, прислонившись к стене. Сами стражники смотрели на него с уважением. Потом осужденные начали умирать. Через две недели вместе с отцом Колбе в живых осталось четыре человека. Чтобы умертвить их, 14 августа 1941 года им была сделана в левую руку инъекция феноловой кислоты. Был канун любимого отцом Колбе праздника - Успения Девы Марии. На следующий день тело Максимилиана Колбе кремировали, а прах развеяли по ветру. Что касается Франтишка Гаевничка, то он, проведя в плену пять лет, пять месяцев и девять дней, дождался-таки прихода Советской армии в январе 1945 года и вместе с другими, оставшимися в живых узниками Освенцима был освобожд ён. В этом году исполнилось пятнадцать лет со дня кончины Франтишка - он умер 13 марта 1995 года в весьма почтенном возрасте 93-х лет, пережив своего спасителя на целую жизнь - на 53 года. В эту полувековую жизнь уместилось многое. Освободившись из Освенцима, бывший сержант узнал, что его старшие сыновья погибли под бомбежками, однако супруге Елене и младшим детям удалось спастись. Семья воссоединилась, и все вместе они в качестве почетных гостей присутствовали в 1971 году на церемонии беатификации Максимилиана Колбе, которую проводил Папа Римский Павел VI. Год спустя, в 1972 году, Франтишек Гаевничек в присутствии ста пятидесяти тысяч паломников, приехавших в Освенцим почтить память его жертв, выразил публичную благодарность Максимилиану Колбе за то, что тот спас ему жизнь. В 1977 году Гаевничек овдовел. Ещё через пять лет, когда Максимилиана Колбе причисляли к лику святых, он снова стал почётным гостем в Ватикане, и 10 октября 1982 года на его глазах, в торжественной обстановке под аплодисменты двухсот тысяч верующих Папа Иоанн Павел II официально причислил его спасителя к лику святых мучеников, присвоив ему титул «мученика милосердия», ранее никогда не употреблявшегося за всю историю христианства. Во время своей проповеди в Освенциме Иоанн Павел II сказал: «В этом лагере, который был построен для опровержения веры - веры в Бога и веры в человека - и для того, чтобы в корне истребить не только любовь, но и все проявления человеческого достоинства и гуманизма, этот человек одержал победу благодаря вере и любви». «Ненависть не созидает - созидает любовь», - любил повторять при жизни отец Колбе. Стоит помнить об этом всем нам. Источник: http://nesvizh-news.com/arhiv/2010/03/50-%2810003%29/vera-v-boga-i-vera-v-cheloveka.aspx | |
Категория: Нясвiжскiя навiны | Добавил: nesvizh1223 (28.03.2010) | |
Просмотров: 725 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |