Вы вошли как Турист
Группа "Гости"Приветствую Вас Турист!
Суббота, 27.04.2024, 04:00
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Праздники сегодня

Праздники сегодня

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 241

Форма входа

Поиск

ФОТО

Национальный банк

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Библиотека

Главная » Статьи » История Несвижа

Загородная резиденция Радзивиллов

"...Вблизи Несвижа построил Карл Радзивилл дома и палаты, назвав их Альба. Вырыл пруды, прорыл каналы и завел меленькую флотилию..."

К югу от Несвижа - сразу за городом - еще во второй половине XVI века магнаты Радзивиллы выстроили себе для летних увеселений загородную резиденцию. Но к середине XVIII века строения были разрушены.

XVIII век. Богатейшие в Европе польско-белорусские магнаты и состоятельная шляхта находились на вершине своего благополучия. Это было время возведения резиденций, соперничавших между собой, а порой и с королевскими дворцами в пышности архитектуры и убранства, лоске придворной жизни, хлебосольстве приемов, яркости театральных представлений, красочности шумных карнавалов и каретных кавалькад.

В соответствии с фантастическим замыслом князя Кароля Станислава Радзивилла Пане Коханку* в 1758 году был спланирован новый архитектурно парковый комплекс на территории более 200 га, названный Альба**. На протяжении четверти века крепостные высаживали аллеи, проводили каналы, водохранилища. Под руководством архитектора Леона Лутницкого был возведен новый летний дворец и ряд других сооружений, которые гармонично вписывались в окружающий парковый ансамбль.

Пане Коханку славился своими чудачествами и эксцентричными выходками. Он обожал разного рода развлечения, а уж развлекаться он умел. Именно этой цели и было подчинено все, что находилось в Альбе. Для удобства многочисленных гостей (так в 1784 году, когда Несвиж посетил король Станислав-Август, гостей приехало до 5 тыс. человек) в Альбе было построено 180 идиллических домиков. Деревянные псевдокрестьянские домики напоминали белорусские хатки, крытые соломой, здесь же были жилища в китайском, японском, швейцарском стиле, фантастические сооружения, стиль которых не поддавался определению. Вместо номеров их украшали по старому обычаю знаки, чаще всего - зверей. Дома носили названия Слона, Верблюда, Орла, Медведя. Около каждого из них располагалась баня. Альбинский парк пересечен сетью каналов и аллей, главная из которой тянулась более чем на 2 км. Весь парк состоял из трех частей - "регулярной", "пейзажной" и "итальянской".

Регулярный участок был спланирован в форме семиконечной звезды, лучи-аллеи которой завершались павильонами. Система каналов альбинского парка представляет собой совершенное и сложное по тем временам гидротехническое сооружение. Пять шлюзов и платин обеспечивали для него отток от реки Уши и постоянный уровень воды. Каналы служили для увеселительных лодочных прогулок, их набережные были укрыты белым камнем, имели тротуары и парапеты. На искусственных водохранилищах плавали лебеди.

Существовало и рыбное хозяйство. Почти три десятка прудов, предназначенных для разведения рыбы, последовательно соединялись между собой шлюзами.

В лесной зоне альбинского комплекса был устроен зверинец. Из лесов полесья сгоняли в него оленей, лосей, зубров, медведей. Были в зверинце и экзотические животные: лани, северные олени, серны, венгерские козы, носорог. На фазаньем поле высевали кормовые травы, разводили фазанов, куропаток и другую дичь.

В обширном зверинце и фазанарии Альбинского парка регулярно организовывалась охота. Из среды многочисленных придворных больше других имелось "лесных слуг" - осочников и стрельцов, сопровождающих и обставляющих княжескую охоту.

В народе говорили, что когда в парке князья затевали охоту, их слуги заставляли залезать на деревья маленьких мальчиков - детей дворни, которым приказывали "куковать", а по живым "кукушкам" начинали стрелять, упражняясь в меткости. Не раз белоголовая маленькая "кукушка" камнем падала с дерева. Многочисленных гостей развлекали и дрессированные медведи. Отец Пане Коханку - Михаил Казимир Рыбонька, также обожавший всякие развлечения, считается основателем медвежьей академии. Весь курс обучения "студента" делился на два этапа.

После поимки косолапого, на задние лапы ему надевали деревянные колодки, а передние оставляли свободными и опускали в большую вырытую яму. На дно ее клали валежник, на него настилали металлическую пластину или ставили металлический ящик. Валежник поджигали, металлическое дно нагревалось. Когда медведю становилось жарко, он вставал, начинал топать задними лапами, а передние тянул кверху. Это были инстинктивные движения. "Урок" сопровождался звоном бубна. Так повторялось изо дня в день, пока не закреплялся условный рефлекс. Затем "студента" извлекали из ямы, помещали в клетку, но как только медведь слышал звуки бубна, он тотчас поднимался на задние лапы и начинал топать ими.

Потом наступал второй этап обучения. Медведя учили таскать тяжести, перекатывать круглые предметы. В учебную программу входило обучение приличным манерам, фокусам, пляскам. Медведи могли разыгрывать и различные сценки. А так как "учителями" были крепостные, то медведь мог показать и как помещик дерет своих крестьян, как сердятся бояре, как служит поп во хмелю.

В Несвиже популярно предание о том, как Пане Коханку катался в санях, запряженных медведями. Неизвестный художник передал это на картине "Своевольная езда Пане Коханку". На ней развалился в одноместных санях горделивый магнат. Он отвернулся от людей, которые в страхе убегают от необычного кортежа.

Рассказывают, что Пане Коханку летом ездил в Альбу на санях, запряженных медведями, по дороге, посыпанной солью. По вечерам в Альбе давались театрализованные представления. Преимущественно в альбинском театре ставились пьесы матери Пане Коханку и балетные спектакли. В дневнике Михаила Рыбоньки часто встречаем записи такого типа: После обеда со всей компанией ездили в Альбу, где с удовольствием смотрели комедию, показанную детьми и дворовыми. Моя жена постаралась. Был фейерверк-иллюминация. Вернулись в Несвиж ночью. На спектаклях присутствовали гости из Новогрудка, Ворончи, Вильно и даже из России (полковник Волконский, генерал-майор Хомяков с женой и другие). Чаще всего в Несвиже шла пьеса под названием "Любовь - заинтересованный судья". Это произведение Ф. У. Радзивилл повторялось здесь около 20 раз. Ставились также пьесы Мольера, Вольтера.

После театрализованных представлений устраивались массовые гулянья, развлечения на аттракционах, катания на лодках, а парк живописно иллюминировался многоцветными фейерверками.

Среди парковой зелени альбинской резиденции были установлены резные скульптуры зверей, возведены башня с часами и флюгером, беседки-ротонды, теплицы, построены охотничий павильон, оранжерея, конюшня, лазарет. Особой живописностью и декоративностью был наделен деревянный Троицкий костел, возведенный на набережной главного канала. Среди парковых павильонов выделяется "Эрмитаж"; входы его двух протяженных крыльев украшали деревянные скульптуры. Внутри находились три жилых покоя, гардероб, столовая, кухня, домашняя часовня. Стены помещений были оформлены сюжетной живописью. Оригинальна и декоративна была отделка домашней часовни.

В 1812 году все сооружения в Альбе были разрушены. Сохранились только аллеи, пруды. В юго-восточной части парка обнаружены остатки фундамента - вероятно, дворца Альба...

* Пане Коханку - Милый Друг. Так любил называть своего собеседника К. С. Радзивилл.
** Альба - с лат. "белый".

Материал подготовила Ольга Жарина


Мебель.BY 2008 г.
Категория: История Несвижа | Добавил: nesvizh1223 (10.02.2010)
Просмотров: 1744 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: