Город Реутов, Московская область. Россия
Город Росолини, Область Сицилия, Италия
Город Пулавы, Люблинское воеводство, Польша
Город Злотув, Великопольское воеводство, Польша
Город Одолянов, Великопольское воеводство, Польша
Город Горис, Область Сюник, Армения
Город Лайхинген, земля Баден-Вюртембер, Германия
7 июля - Купалле, Иванов день (Яна) | 15:43 |
![]() Костер символизирует победу света над тьмой
К этому таинству приурочен главный праздник, дошедший до нас из далеких языческих времен, который до сих пор празднуют народы Европы. В разных странах он называется по-разному. В Норвегии праздник назван в честь Иоанна Крестителя - Jonsok. Другое название праздника - Jonsvaka (Jonsvoko) - образовано от имени Johan и глагола vake - «бодрствовать». Это не случайно: считалось, что в Иванову ночь нельзя спать до самого рассвета - не только потому, что можно услышать пение эльфов, но прежде всего с целью оберега на весь грядущий год. Торжества в честь праздника начинались вечером и продолжались всю ночь, завершаясь встречей рассвета - восходящего солнца. До 1770 года Иванов день был официальным праздником. Его упразднение, однако, не стало поводом для того, чтобы народ охладел к нему, - напротив, Иванова ночь осталась любимым народным праздником. По сравнению с Рождеством и Пасхой этот праздник имеет гораздо меньше отношения к церковным торжествам. Больше всего древних языческих обычаев связано именно с Ивановой ночью. Пожалуй, главная традиция, приуроченная к Ивановой ночи, - разжигание костров. С давних времен люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Огонь - самая сильная и действенная очистительная стихия: в нем может сгореть все грязное и отжившее, но сам огонь всегда остается чистым. Костры в Иванову ночь разжигали несколькими способами. Сам по себе костер призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой. Разжигая костер и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое солнце. Крестьяне старались сделать костер как можно больше - это считалось делом чести. По этому поводу часто устраивались состязания - у кого выше и ярче пламя. Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище, где стар и млад принимали участие в подготовке большого костра. Во многих странах до сих пор распространен обычай прыгать через костер, такие игры воспринимались как необходимый обряд очищения. Над костром принято ставить высокую жердь, украшенную венками и листьями или же увенчанную колесом. Сжигание жерди, знаменующее собой уход всего старого и отжившего, - один из самых торжественных моментов праздника. Безусловно, Иванова ночь - самый веселый народный праздник. Это миг наивысшей радости и веселья, когда человек ощущает себя единым с природой, с окружающим миром. А если все цветет вокруг - то, как же не петь и не веселиться? Крики, выстрелы ружей и громкие песни отмечают начало праздника. Шумные торжества не стихают до самого рассвета. Главным угощением служит сладкая молочная каша rommegrot. Не обходится в Иванову ночь и без возлияний, которые в древности также имели сакральный смысл, совершаясь во славу богов. Разумеется, в наши дни многие из названных обычаев либо забываются, либо совершаются сугубо формально. Однако праздник жив, и до сих пор воплощает собой торжество лета, плодородия, расцвет жизненных сил.
Самый таинственный праздник.
Купалле — это, наверное, самый откровенный праздник в беларуской мифологии, с ярко выраженным эротическим смыслом. Все морально-нравственные границы в Купальскую ночь становились до непристойного прозрачными, а все правила поведения просто не действовали. Обычное дело в эту ночь встретить обнаженную девушку с венком на голове (но бойтесь — это может быть русалка или просто глюки), сумасшедших, прыгающих через костер или что-то упорно ищущих в лесу. Не спешите вызывать скорую — это Купалле.
Отмечают Купалле в ночь с 23 по 24 июня католики, а с 6 по 7 июля — православные. Однако в языческие времена разграничений в праздновании не было, и все отмечалось в один день, вернее — ночь. Вышеуказанные даты в христианстве имеют совершенно другой смысл. В эти дни в католицизме и православии отмечают день рождение пророка Иона, Яна Предтечи или Яна Крестителя, который соответственно, крестил в реке Иордан Иисуса Христа. Думаю, данное сказание всем хорошо известно, поэтому не будем заострять на этом внимание. Благодаря активной деятельности христианской церкви наряду с исконным названием Купалле, начали существовать и другие — Иван Купала (синтез языческого и христианского), Ян, Иванов день.
Юноши в это время подготавливали место для проведения праздника, собирали сухостой для костра. Место выбиралось долго — оно должно находится либо на перекрестке дорог, либо около воды. Лучше, чтобы присутствовало и то и другое. В землю закапывали длинный шест, на верхушке которого закрепляли старое и промасленное колесо от телеги. От колеса протягивали до земли промасленную веревку. Под столб складывали «май» — сухие ветки, принесенные с каждого двора, которые вешали на Троицу в домах.
Купальские костры в разных местностях нашей страны зажигали по-разному: поджигали в лесу елку, на верхушку которой поднимали все тоже колесо, иногда костер раскладывают на главной улице — тракте. В наше время практикуются более современные методы — сжигание бочек из-под дегтя, автомобильных шин. Можете представить, как это все пахнет в процессе. Вокруг огня молодежь водила хороводы и пела купальские песни.
Влюбленным перед прыжком через костер завязывали ручником руки — чтобы никто их не разлучил. В огонь кидали также венки. Чей первым сгорит, та из девушек первой и выйдет замуж. Если же парень сумеет словить венок на лету, то обладательница его считалось суженной. Не женитьба на ней расценивалось, как совершение греха. Верили, что сам Илья-Пророк обвенчал их.
Кинув в воду венки, девушки обычно купались. Обнаженными. В свою очередь, парни прятали их одежду и отдавали ее только за выкуп. В качестве выкупа выступали песни, пляски, поцелуи или обещания. Потом все вместе, дружно смотрели на восходящее солнце. Верили, что в это время оно «играет» лучами и переливается разными цветами. Солнце встречали песнями:
А на Купалу Рана сонца йграла, На добрыя годы, На цеплыя осы, На хлебы-ураджаі.. Ой, рана-рана на Яна Да хораша сонейка гуляла, І зямля стагнала з Купала, Дарожка звінела ад песен… Купалле выступало некой временной границей. Именно с летнего солнцестояния день постепенно становился меньше, а ночь — больше. Неслучайно, что с купальской ночью связывали самые ненастоящие, чудные и страшные истории о чертях, ведьмах и конечно, русалках. Из уст в уста передавали легенды о перевоплощениях ведьм в мышей, жаб, ящериц. Они пробирались в хлев, чтобы отобрать у коровы молоко, привнести в размеренную жизнь какие то несчастья и горести. Поэтому в Купальскую ночь и не спали, боясь черной силы разной нечисти. Поэтому и зажигали костер, и собирались все вместе около него, чтобы восславить солнце и жизнь. Купальская ночь — самая короткая в году. На протяжении её надо много успеть сделать. И перепрыгнуть через костер, и в лесу поискать цветок, про который сложено много легенд и песен, и найти своего суженного. Или признаться уже найденному в любви. Не помешает, я думаю. Надо успеть отогнать ведьм от своего дома и выгнать их со своей жизни. Главный смысл Купалля — очищение души и тела от всего темного и непонятного, от ненужных действий, от злости и несчастий. Выбрасывайте черные мысли из своей души, подметите её запылившиеся уголки, выгоните из жизни ведьм в образе подруг-завистниц, и со спокойной совестью идите праздновать Купалле. Ведь оно бывает только раз в году. В такую ночь грех спать. | |
Просмотров: 1179 | Добавил: nesvizh1223 | Рейтинг: 5.0/1 | |